Вопрос: Основным и
единственным видом деятельности организации (ООО) является предоставление
займов физическим лицам под процент.
1. Правомерно ли организация определила в
учетной политике в целях налогового учета, что все затраты (общехозяйственные
расходы, ненормируемые расходы на рекламу, вознаграждение по агентским
договорам, амортизация и др.) признаются косвенными расходами, и уменьшает на
такие расходы налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода?
2. Согласно требованиям ПБУ 9/99 для
целей бухгалтерского учета организация должна самостоятельно признавать
поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями
исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
В бухгалтерском учете процентный доход,
полученный от предоставления займов физическим лицам, организация отражает
проводкой: Дт 76-03 Кт
91-01.
Вправе ли организация признать процентный
доход по займам выручкой от реализации и отражать в бухгалтерском учете
проводкой: Дт 76-03 Кт
90-01, чтобы понесенные расходы и доходы соотносились между собой?
3. Организация также заключает договоры
на рекламные услуги, расходы по которым не указаны в абз.
2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, сумма расходов на такие услуги не превышает 1%
выручки от реализации.
Имеет ли право организация признавать
доходом от реализации (выручкой) процентный доход по займам, предоставленным
физическим лицам, в том числе учитывать его для целей определения предельной
величины нормируемых расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль?
4. Единственным участником ООО является
юридическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ. Участником ООО
периодически вносятся денежные вклады в иностранной валюте. Порядок отражения в
бухгалтерском учете и отчетности денежных вкладов участников ООО нормативными
правовыми актами по бухгалтерскому учету не регламентирован.
Вправе ли организация отражать в
бухгалтерском учете денежный вклад участников ООО следующей проводкой: Дт 52 Кт 91-01 по курсу Банка
России на дату поступления денежных средств на текущий валютный счет?
5. Имеет ли право организация учитывать в
прочих внереализационных расходах затраты на созданние
резервов по предоставленным займам и процентам, а при восстановлении резервов
учитывать эти суммы в прочих внереализационных доходах?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/70
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета доходов и расходов в целях
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
По вопросу 1. В
соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а
в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Порядок распределения расходов на прямые
и косвенные и их учета в целях налогообложения прибыли при методе начисления
определен ст. ст. 318 - 320 и 272 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 318 НК
РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей
налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров
(выполнением работ, оказанием услуг).
При этом сумма косвенных расходов на
производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в
полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с
учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в
расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам
текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ,
услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
По вопросу 3. В силу ст. 248 НК РФ под
доходами понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных
прав, а также внереализационные доходы.
Статья 249 НК РФ устанавливает порядок
определения доходов от реализации.
В п. 6 ст. 250 НК РФ определено, что
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в
виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета,
банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
В ст. 251 НК РФ приведен перечень
доходов, которые организация-налогоплательщик не учитывает при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль. В нем не упоминаются проценты по долговым
обязательствам. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы
по налогу на прибыль, является исчерпывающим, поэтому все виды доходов, не
упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке.
Абзацем 5 п. 4 ст.
264 НК РФ устанавливается, что расходы налогоплательщика на иные виды рекламы,
не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта,
осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей
налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от
реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, процентный доход по предоставленным
физическим лицам займам в целях налогообложения прибыли учитывается в составе
внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 НК РФ и не учитывается в
качестве базы для определения предельной величины нормируемых расходов на
рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
По вопросу 5. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам по
налогу на прибыль относятся в том числе расходы
налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по
сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным
долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в
связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если
эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена
залогом, поручительством, банковской гарантией.
Пунктом 3 ст. 266 НК РФ предусмотрено,
что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке,
предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в
состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового)
периода. При этом положение п. 3 ст. 266 НК РФ не применяется в отношении
расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с
невыплатой процентов, за исключением банков.
Таким образом, налогоплательщик, имеющий
сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового)
периода сформировать в отношении нее резерв по сомнительным долгам, а расходы
по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов.
При этом возможности формирования резерва по задолженности по невыплаченным
процентам п. 3 ст. 266 НК РФ не предусмотрено (за исключением банков).
В соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ в
целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются
доходы в виде сумм восстановленных резервов, расходы
на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на
условиях, которые установлены ст. ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и
324.1 НК РФ.
По вопросам 2 и 4. По
сообщению Департамента регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с
Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, если
законодательством не установлено иное, в Министерстве финансов Российской
Федерации не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию
норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его
применения. Учитывая изложенное, в компетенцию Министерства финансов
Российской Федерации не входит консультирование коммерческих организаций по
вопросам бухгалтерского учета.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.02.2011