Вопрос: О
налогообложении налогом на прибыль доходов в виде компенсации постоянных
затрат, связанных с недозагрузкой производственных линий, выплачиваемой
иностранной организации - налоговому резиденту Индии за невыполнение российской
организацией условий договора купли-продажи в части согласованных объемов
закупок по размещенным производственным заказам.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
доходов в виде компенсации постоянных затрат, связанных с недозагрузкой
производственных линий, выплачиваемых иностранной организации - налоговому
резиденту Индии за невыполнение российской организацией условий договора купли-продажи
в части согласованных объемов закупок по размещенным производственным заказам,
и сообщает.
В соответствии со ст. 246 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации,
получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются
плательщиками налога на прибыль организаций. Согласно п. 3 ст. 247 Кодекса
объектом налогообложения для таких организаций признаются доходы, полученные от
источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст.
309 Кодекса.
Штрафы и пени за нарушение российскими
лицами договорных обязательств, согласно пп. 9 п. 1
ст. 309 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в
Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у
источника выплаты доходов.
Согласно ст. 330 ГК РФ под неустойкой
(штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма,
которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки
исполнения.
Таким образом, компенсация постоянных
затрат, связанная с недозагрузкой производственных линий, выплачиваемая за
невыполнение условий договора купли-продажи в части согласованных объемов
закупок по размещенным производственным заказам, по нашему мнению, может
рассматриваться в качестве разновидности неустойки. В связи с этим согласно пп. 9 п. 1 ст. 309 Кодекса неустойка является объектом
налогообложения по налогу на прибыль, взимаемому с доходов иностранных
организаций у источника выплаты в Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 310 Кодекса определено, что
налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской
Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей
доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст.
309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса.
Таким исключением согласно пп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса
является выплата доходов, которые в соответствии с международными договорами
(соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации.
При налогообложении
дохода, выплачиваемого организации - резиденту Индии, следует руководствоваться
положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Индия об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы от 25.03.1997 (далее -
Соглашение), согласно которому доход в виде сумм неустойки не относится ни к
одному из видов доходов, предусмотренных в статьях Соглашения. Следовательно, на основании п. 1 ст. 22 Соглашения виды доходов
резидента Индии независимо от источника их возникновения, о которых не
говорится в предыдущих статьях Соглашения, подлежат налогообложению только в
Индии.
Следует отметить,
что в соответствии с п. 1 ст. 312 Кодекса при применении положений
международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна
представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что
эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве,
с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение),
регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным
органом соответствующего иностранного государства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.02.2011