Вопрос: В
Определении ВАС РФ от 22.01.2010 N ВАС-18173/09 сказано: "Суд, отклоняя
утверждение общества о том, что налоговая база для исчисления налога на прибыль
возникла у него только после государственной регистрации перехода права
собственности на объект недвижимости, указал, что в целях исчисления и уплаты
налога на прибыль моментом реализации имущества является его фактическая
передача. Передача здания обществом произведена в декабре 2006 года, поэтому
выручка от реализации подлежала включению в доходы 2006 года".
В какой момент организация-продавец
должна включать в налоговую базу по налогу на прибыль доход от реализации
объекта недвижимости: в момент подписания акта приема-передачи или в момент
государственной регистрации права собственности на покупателя?
В какой момент при реализации объекта
недвижимости следует выписывать счет-фактуру и начислять НДС: в момент
подписания акта приема-передачи или в момент государственной регистрации права
собственности на покупателя?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/78
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
доходов от реализации имущества и сообщает следующее.
На основании п. 1
ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25
Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они
имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Таким образом, считаем, что у
организации-продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате
налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости
покупателю по акту приема-передачи и подачи документов на государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вне зависимости от
даты регистрации указанных прав.
В части налогообложения налогом на
добавленную стоимость сообщаем следующее.
Согласно п. 1 ст.
167 Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено
данной статьей Кодекса, является наиболее ранняя из дат: день отгрузки
(передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты
(частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания
услуг, передачи имущественных прав).
Пунктом 3 ст. 167 Кодекса установлено,
что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит
передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности
в целях гл. 21 Кодекса приравнивается к его отгрузке.
Таким образом, при реализации объекта
недвижимости моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную
стоимость следует считать наиболее раннюю из дат: дату передачи права
собственности на данный объект недвижимости, указанную в документе,
подтверждающем передачу права собственности, или день его оплаты (частичной
оплаты). При этом на основании п. 14 ст. 167 Кодекса в случае если моментом
определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты), то на дату
передачи права собственности на объект недвижимости также возникает момент
определения налоговой базы.
Согласно п. 3 ст. 168 Кодекса при
реализации товаров, а также при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет
предстоящих поставок товаров соответствующие счета-фактуры выставляются не
позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара или со дня
получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров.
Поэтому при реализации объекта недвижимости счета-фактуры выставляются не
позднее пяти календарных дней, считая со дня получения предварительной оплаты,
а также не позднее пяти календарных дней, считая со дня передачи права
собственности.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.02.2011