Вопрос: В ст. 31
Налогового кодекса указано, что проведение налоговых проверок устанавливается
соответствующим порядком, предусмотренным действующим законодательством в сфере
налогов и сборов. При проведении налоговой проверки должностное лицо налогового
органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих
документами (информацией) о деятельности проверяемого налогоплательщика,
соответствующие документы (информацию). В случае необходимости налоговый орган
вне рамок налоговой проверки вправе истребовать информацию о конкретной сделке
у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой
сделке, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля,
предусмотренных ст. 93.1 НК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения
выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении
проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Пункт 4 ст. 82 НК
РФ предусматривает, что при осуществлении налогового контроля не допускается, в
частности, сбор информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом
агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК
РФ, федеральных законов.
Имеет ли право налоговый орган после
окончания выездной налоговой проверки организации (после даты, указанной в
справке) истребовать документы (информацию) у ее контрагентов, касающиеся
деятельности проверяемого лица в охватываемый налоговой проверкой период, без
назначения дополнительных мероприятий налогового контроля?
Могут ли полученные таким образом
сведения служить доказательством вины налогоплательщика, в отношении которого
проводилась выездная налоговая проверка?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 февраля 2011 г. N 03-02-08/9
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании
налоговым органом документов (информации) у контрагентов организации после
окончания выездной налоговой проверки и сообщается следующее.
Пунктом 1 ст. 31 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) определен перечень прав налоговых
органов, который не является исчерпывающим. Согласно п. 2 ст. 31 Кодекса
налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 93.1 Кодекса
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе
истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами
(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Указанные документы (информация) могут
быть истребованы также при рассмотрении материалов налоговой проверки на
основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при
назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Формы соответствующих документов,
используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
На основании п. 2 ст. 93.1 Кодекса в
случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов
возникает обоснованная необходимость получения информации относительно
конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию
у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой
сделке.
Пунктом 4 ст. 101 Кодекса установлено,
что использование доказательств, полученных с нарушением Кодекса, не
допускается.
Доказательства, полученные в соответствии
с Кодексом, должны оцениваться по правилам оценки доказательств с учетом ее
значимости для разрешения спора.
В соответствии со ст. 71
Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле
доказательств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.02.2011