Вопрос: О
правомерности учета в расходах при определении налоговой базы по налогу,
уплачиваемому в связи с применением УСН, остаточной стоимости объекта основных
средств - административного здания, полученного при приватизации, при условии,
что данное основное средство было оплачено организацией до перехода на УСН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1930
Федеральная налоговая служба рассмотрела
письмо в части вопроса применения положений гл. 26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
и сообщает следующее.
Статьей 346.16 гл. 26.2 Кодекса
предусмотрен перечень расходов, которые налогоплательщики, выбравшие в качестве
объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть
при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением
упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Согласно п. 1 вышеуказанной статьи
Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в частности, на расходы
на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств.
В соответствии с положениями ст. 346.17
Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической
оплаты.
Стоимость основных средств, приобретенных
(сооруженных, изготовленных) налогоплательщиком до перехода на УСН, включается
в расходы в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16 Кодекса.
При этом п. 2.1 ст.
346.25 Кодекса установлено, что при переходе налогоплательщика на УСН с иных
режимов налогообложения в налоговом учете на дату такого перехода отражается
остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных
средств, которые оплачены до перехода на УСН, в виде разницы между ценой
приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой
начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 Кодекса.
Таким образом, существенным
обстоятельством для включения в расходы при применении УСН остаточной стоимости
введенных в эксплуатацию основных средств является их оплата до перехода на
УСН.
Статьей 1 Федерального закона от
21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального
имущества" определено, что под приватизацией государственного и
муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества,
находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или)
юридических лиц.
При этом используются следующие способы
приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия
в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или
муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных
обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или
муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории
Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых
акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных
обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или
муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или
муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или
муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых
акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных
обществ по результатам доверительного управления.
Из вышеизложенного
следует, что не все способы приватизации предусматривают оплату
приватизируемого имущества (например, в случаях преобразования унитарного
предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного или
муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого
акционерного общества).
Таким образом, по мнению ФНС России, ОАО
вправе учесть в расходах в целях налогообложения налогом, уплачиваемым при
применении УСН, остаточную стоимость объекта основных средств -
административного здания, полученного при приватизации, при условии, что данное
основное средство было оплачено организацией до перехода на УСН.
Если организация не оплачивала полученное
при приватизации имущество (основное средство), то в соответствии с положениями
гл. 26.2 Кодекса у нее нет оснований для учета остаточной стоимости данного
основного средства в расходах при применении УСН.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Е.В.КОЗЛОВА
08.02.2011