Вопрос: ООО
планирует заключить договор аренды нежилого помещения на срок более одного года
в здании, находящемся на территории обособленного складского комплекса.
Договором предусматривается оплата арендной платы, состоящей из двух частей:
основной арендной платы и переменной арендной платы. Согласно условиям договора
переменная часть арендной платы определяется как доля арендатора в расходах на
ремонт, уборку, отопление, электроснабжение, охрану, озеленение и др.
В соответствии с условиями заключаемого
договора в рамках ежеквартального аудита арендодатель предоставляет копии
документов, подтверждающих эксплуатационные расходы, в том числе всю первичную
учетную документацию. После окончания каждого отчетного года арендодатель
предоставляет арендатору краткую сводку по расходам и отчет по эксплуатационным
расходам, заверенный оценщиком арендодателя или арендодателем.
Правомерно ли включение расходов по
аренде нежилых помещений с учетом вышеизложенных особенностей договора в состав
расходов, учитываемых для целей налога на прибыль? Правомерно ли принятие к
вычету НДС по всей арендной плате на основании первичных документов (актов и
счетов-фактур по оказанной услуге аренды), выставленных арендодателем в
соответствии с требованиями законодательства РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/86
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
Из письма следует, что помимо основной
арендной платы арендатор уплачивает арендодателю переменную арендную плату
(ремонт, уборка, электроснабжение и т.д.).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма)
арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить
арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.
Пунктом 1 ст. 614 ГК РФ установлено, что
арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную
плату).
Порядок, условия и сроки внесения
арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Например, ст. 264 НК РФ установлен
перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией,
учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций. Перечень данных
расходов является открытым и включает в себя, в частности, арендные платежи за
арендуемое имущество, а также другие виды расходов.
Следовательно, для того или иного вида
расхода установлена специальная норма, в соответствии с которой он может быть
учтен для целей налогообложения. При этом учет таких расходов зависит от
соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
По вопросу о
применении налога на добавленную стоимость при приобретении на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду недвижимого
имущества издано Письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86, согласованное с
Минфином России.
Одновременно следует учитывать, что в
соответствии с нормами НК РФ право на вычет сумм налога на добавленную
стоимость, предъявленных при приобретении в том числе
вышеуказанных услуг, предоставлено только налогоплательщикам налога на добавленную
стоимость, состоящим на учете в российских налоговых органах.
Также сообщаем, что
в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации,
утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005
N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не
установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по
разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской
Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных
правовых актов Министерства, по проведению экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.02.2011