Вопрос: В
соответствии с договором комиссии организация (ООО) осуществляет оптовую
реализацию товара, являющегося собственностью комитента, от своего имени, но за
счет и в интересах комитента третьим лицам.
При этом в целях
обеспечения своевременного поступления выручки от покупателей вышеуказанного
товара с кредитной организацией заключен договор факторингового
обслуживания без регресса, в соответствии с которым ООО получает финансирование
от данной кредитной организации под уступку права требования ООО к покупателям,
не исполнившим обязательство по оплате товара, являющегося собственностью
комитента, либо данная кредитная организация предоставляет организации
поручительство за данных покупателей.
В соответствии с договором комиссии
комитент выплачивает организации вознаграждение, при этом сумма данного
вознаграждения покрывает сумму расходов комиссионера, связанных с выполнением
данного поручения, включая расходы, понесенные в связи с уплатой вышеуказанной кредитной
организации вознаграждения за предоставление услуги факторинга и
поручительства.
Помимо
вышеизложенного, договором комиссии, заключенным между ООО и комитентом,
предусмотрено, что в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ расходы, понесенные
комиссионером в связи с оплатой кредитной организации гарантий получения
денежных средств от покупателей, включая расходы, связанные с оплатой кредитной
организации вознаграждения за услуги, оказанные комиссионеру в рамках факторингового обслуживания, а также расходы, связанные с
оплатой кредитной организации вознаграждения за предоставление поручительства за покупателей по оплате товара,
реализованного комиссионером при исполнении договора, подлежат включению в
состав расходов комиссионера.
Вправе ли организация как комиссионер
учесть вышеуказанные расходы по оплате кредитной организации вознаграждения за
предоставление услуг факторингового обслуживания и
поручительства в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль, а
полную сумму комиссионного вознаграждения отражать в составе налогооблагаемых
доходов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/100
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и
расходов и сообщает следующее.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде
имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и
(или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору
комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет
возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если
такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и
(или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К
указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное
вознаграждение.
В соответствии с п.
9 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и
(или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии,
агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты
затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за
комитента, принципала и (или) иного
доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера,
агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных
договоров.
Таким образом, учет доходов комиссионера
для целей налогообложения, полученных в счет возмещения затрат, произведенных
комиссионером, а также учет расходов, осуществленных в счет оплаты затрат,
произведенных комиссионером за комитента, предопределяется условиями
заключенного договора комиссии.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике
применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.02.2011