Вопрос: 1.
Организация (инвестор-застройщик) для реализации инвестиционных проектов (на
застройку жилых микрорайонов) привлекает средства по договорам долевого участия
и по инвестиционным договорам. За счет средств дольщиков и инвесторов
финансируются затраты, без которых невозможна реализация проектов. При этом
дольщики и инвесторы привлекаются на протяжении всех стадий строительства
объектов, соответственно, инвестиции от них поступают в течение всего времени
строительства. Договорами долевого участия и инвестиционными договорами предусматривается в том числе срок строительства объекта
(жилого дома) и передачи его дольщику (инвестору). При определении налоговой
базы по налогу на прибыль организация-застройщик не учитывает доходы в виде
средств дольщиков и инвесторов, аккумулированных на счетах застройщика, а также
расходы, понесенные застройщиком за период строительства, произведенные за счет
средств целевого финансирования.
Раздельный учет средств целевого
финансирования организован и утвержден учетной политикой. Налоговая база по
налогу на прибыль по окончании строительства увеличивается на сумму экономии
средств целевого финансирования.
В каком порядке учитываются в целях
исчисления налога на прибыль затраты, связанные со строительством жилого дома,
осуществляемые за счет средств дольщиков и инвесторов и аккумулированные на
счетах застройщика?
2. Организация выступает инвестором и не
является застройщиком в рамках строительства многоквартирного дома, при этом
привлекает соинвесторов по договорам соинвестирования.
Являются ли для организации-инвестора, не
выступающего застройщиком, денежные средства, полученные от соинвестора,
целевым финансированием для целей налогового учета по налогу на прибыль в
соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/98
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета средств целевого
финансирования в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
1. В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для
целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы в виде
имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в
том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств
дольщиков и (или) инвесторов.
При этом указанной статьей установлено,
что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны
вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках
целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика,
получившего средства целевого финансирования, указанные средства
рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
В соответствии с п. 16 ст. 1
Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком признается
физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном
участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального
строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной
документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Исходя из положений ст. 272 НК РФ
расходы, учитываемые в целях налогообложения, признаются таковыми в том
отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени
фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и
определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.
Учитывая, что все затраты, связанные со
строительством жилого дома, застройщик осуществляет за счет аккумулированных на
его счетах средств дольщиков и в налоговом учете эти расходы не отражаются, по
окончании строительства застройщик определяет финансовый результат (прибыль) от
осуществления своей деятельности на дату подписания документа о передаче
объекта в эксплуатацию.
2. По вопросу учета в целях
налогообложения прибыли средств, полученных от соинвестора,
сообщаем, что для подготовки заключения по данному вопросу информации,
содержащейся в письме, недостаточно.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.02.2011