Вопрос: О применении нулевой ставки НДС в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, включая услуги по таможенному оформлению
товаров, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции по
организации международной перевозки товаров, в том числе автомобильным
транспортом, между пунктами отправления и назначения, один из которых
расположен на территории РФ, а другой за ее пределами, а также о документах,
подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС в отношении
указанных услуг.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2011 г. N 03-07-08/50
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога
на добавленную стоимость в отношении услуг, связанных с международной
перевозкой товаров, оказываемых российской организацией, в связи с вступлением
в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О
внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации" и сообщает.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N
309-ФЗ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным пунктом,
оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации
международной перевозки, в том числе автомобильным транспортом, при которой
пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории
Российской Федерации.
В указанный перечень услуг, в частности,
включены завоз-вывоз грузов, организация платежно-финансовых услуг и
таможенного оформления грузов и транспортных средств. Понятия данных услуг
определены Национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004
"Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным
Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Таким образом,
нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, включая услуги по таможенному оформлению
товаров, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции по
организации международной перевозки товаров, в том числе автомобильным
транспортом, между пунктами отправления и назначения, один из которых
расположен на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами, при
условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 3.1 ст. 165 Кодекса.
В случае оказания услуг по таможенному
оформлению товаров на основании договора, не предусматривающего организацию международной
перевозки товаров, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную
стоимость по ставке в размере 18 процентов.
Что касается
вопроса о наличии отметок таможенных органов на копиях транспортных документов
при международных перевозках товаров воздушным или морским транспортом,
представляемых в налоговые органы в пакете документов, подтверждающих
обоснованность применения нулевой ставки по услугам, предусмотренным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, то в соответствии с п. 3.1
ст. 165 Кодекса в случае международной перевозки товаров воздушным судном в
налоговый орган представляется
копия грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки (перегрузки) либо
аэропорта погрузки (перегрузки), находящихся за пределами территории Российской
Федерации, а при осуществлении такой перевозки морским судном - копия
коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт
приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт разгрузки" или
графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами
территории Российской Федерации. При этом отметки таможенных органов на
указанных документах п. 3.1 ст. 165 Кодекса не предусмотрены.
В то же время
согласно указанному п. 3.1 ст. 165 Кодекса при вывозе товаров с территории
Российской Федерации морским транспортом помимо копий вышеуказанных документов,
подтверждающих факт приемки товара к перевозке, в налоговые органы
представляется копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки
и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, а в
случае погрузки товаров и их таможенного оформления вне региона деятельности российского таможенного органа места убытия -
копия поручения с отметкой "Погрузка разрешена" российского
таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, и
отметкой таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за
пределы территории Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.02.2011