Вопрос: Основной
вид деятельности ООО - оказание услуг в области
информационных технологий. Большинство договоров предусматривают оказание услуг
в течение длительного периода времени с поэтапной сдачей результатов оказанных
услуг (далее - длительный проект). Продолжительность этапов, выделенных в
договоре, составляет в среднем от 2 до 6 месяцев. Стоимость каждого из этапов
определена в договоре. Акты оказанных услуг подписываются сторонами по
завершении каждого этапа.
В целях исчисления налога на прибыль ООО
применяет метод начисления. ООО ведет раздельный учет затрат по каждому
длительному проекту, исходя из следующих принципов:
- прямые расходы
(включая расходы на оплату труда, расходы на субподрядчиков, расходы на
командировки, обучение персонала, отчисления в социальные фонды и др.) в полной
сумме относятся на конкретный этап в рамках длительного проекта;
- накладные расходы, связанные
обслуживанием и поддержкой функционирования основного производства, подлежат
распределению на прямые расходы и отнесению на конкретные этапы согласно
установленным базам распределения;
- общехозяйственные и коммерческие
расходы признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода в полной
сумме.
В момент подписания договора на оказание
услуг общая сумма расходов ООО по конкретному этапу в рамках длительного
проекта не может быть определена точно, поэтому финансовый результат от
оказания услуг по такому этапу может быть достоверно определен только после
подписания акта оказанных услуг, подтверждающего завершение этапа в рамках
длительного проекта.
В учетной политике ООО закреплен
следующий порядок признания доходов и расходов по длительным проектам для целей
исчисления налога на прибыль:
- сумма дохода отчетного (налогового)
периода от оказания услуг в рамках конкретного этапа признается ежемесячно в
сумме прямых затрат, включающих в себя накладные расходы основного
производства, распределенных ООО на соответствующие этапы в рамках длительного
проекта согласно принципам ведения раздельного учета затрат по длительным
проектам;
- доход отчетного периода, в котором
происходит подписание акта оказанных услуг по завершении этапа в рамках
длительного проекта, определяется как разница между стоимостью этапа, указанной
в договоре, и суммой ранее признанных доходов от реализации работ (услуг) по
данному этапу;
- прямые расходы, включая распределяемые
на них накладные расходы основного производства, по каждому конкретному этапу,
в полном объеме учитываются в составе расходов текущего периода в соответствии
с ежемесячным признанием доходов по данному этапу.
Соответствует ли порядок признания
доходов и расходов по длительным проектам ООО для целей исчисления налога на
прибыль положениям НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/107
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания в
целях налогообложения прибыли доходов и расходов при оказании услуг в течение
нескольких отчетных (налоговых) периодов и сообщает следующее.
Из письма следует, что договоры,
заключенные организацией на оказание услуг в области информационных технологий,
предусматривают их оказание в течение длительного периода времени с поэтапной
сдачей результатов оказанных услуг. При этом стоимость каждого из этапов определена
в договоре, акты сдачи-приема оказанных услуг подписываются сторонами по
завершении каждого этапа.
Порядок признания
доходов в целях налогообложения прибыли при методе начисления установлен ст.
271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с
которой доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они
имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Пунктом 3 ст. 271
Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено
гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров
(работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39
Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Вместе с тем в установленных Кодексом
случаях доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом
принципа равномерности признания доходов и расходов.
Так, положениями ст. 271 Кодекса
распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и
расходов предусмотрено Кодексом в следующих случаях:
- по доходам, относящимся к нескольким
отчетным (налоговым) периодам;
- если связь между доходами и расходами
не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по производствам с длительным (более
одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями
заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
Каждое из указанных обстоятельств
является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в
налоговом учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и
расходов.
При этом ст. 272 Кодекса установлено, что
расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы
возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких
условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или
определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком
самостоятельно.
В случае если условиями договора
предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и
не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются
налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания
доходов и расходов.
Принципы и методы, в соответствии с
которыми распределяются доходы и расходы, должны быть утверждены
налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные
разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для
налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей
хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных
операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.02.2011