Вопрос: ЗАО
выполняет работы по проектированию дорожных развязок в Туркменистане.
Заказчиком выступает российская строительная организация, осуществляющая
строительство на территории Туркменистана. Работы по договору предназначены для
деятельности зарегистрированного в Туркменистане филиала заказчика.
В соответствии с пп.
4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации проектных работ признается территория
РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Поскольку
покупателем проектных работ по договору является российская организация,
реализация таких работ признается объектом налогообложения по НДС в РФ.
В соответствии с налоговым
законодательством Туркменистана реализация проектных работ, связанных со
строительством объектов на территории Туркменистана, признается объектом
налогообложения по НДС в Туркменистане. ЗАО имеет в Туркменистане
зарегистрированный филиал. ЗАО является налогоплательщиком установленного
законодательством Туркменистана НДС и уплачивает НДС в бюджет Туркменистана при
реализации проектных работ.
Вправе ли ЗАО учесть в расходах в целях
исчисления налога на прибыль суммы НДС, предъявленные заказчику проектных работ
и уплаченные в бюджет Туркменистана?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/112
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях
налогообложения прибыли российской организацией суммы налога на добавленную
стоимость, установленного законодательством иностранного государства, и
сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 311
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные
российской организацией от источников за пределами Российской Федерации,
учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в
полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль
организаций) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и
за ее пределами.
По общему правилу, установленному гл. 25
Кодекса, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них
исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю
(приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Статьей 311 Кодекса установлено также,
что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов
от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении
налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов,
согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса, учитываются при
определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако
данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется
прямое указание в названной ст. 264 Кодекса.
Что касается
возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально
не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует
учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет
отдельное нормативное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, такие
расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке,
предусмотренном специальным
положением пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Таким образом, в
целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке
не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, установленного
законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком
иностранному покупателю в связи с реализацией работ, услуг, имущественных прав
на территории данного иностранного государства.
При этом уплаченный поставщикам товаров
(работ, услуг) на территории иностранного государства налог на добавленную
стоимость при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
Российской Федерации также не учитывается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.02.2011