Вопрос:
Некоммерческая организация (фонд поддержки и развития спорта) получает
бюджетные средства, распределяемые через государственное автономное учреждение,
на организацию летнего детского лагеря. Расходование денежных средств производится в соответствии с утвержденной сметой.
Использование денежных средств подтверждается отчетом о целевом использовании с
приложением подтверждающих документов. При составлении годовой бухгалтерской
отчетности вышеуказанные средства фонд отразил по статье "Целевое
финансирование". Однако в налоговой декларации по налогу на прибыль
отсутствует код для отражения целевого финансирования на целевые программы.
К какому виду доходов относить указанные
средства в целях налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 марта 2011 г. N 03-03-06/4/16
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрен вопрос в отношении учета в целях
налогообложения прибыли средств, выделяемых некоммерческой организации (фонду)
на организацию летнего детского лагеря, и сообщается следующее.
В соответствии со ст. 7 Федерального
закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом
признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно полезные цели.
Согласно положениям ст. ст. 246 и 247
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации
являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения
по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как
разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с
нормами гл. 25 НК РФ.
Исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
приведен в ст. 251 НК РФ.
Так, согласно пп.
14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по
назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого
финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий
автономным учреждениям.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 251
НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании
решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и
решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Целевой характер выплат проявляется в
возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их
расходование в соответствии с определенными целями.
Как следует из запроса, фонд получает
денежные средства от государственного автономного учреждения. Вместе с тем
согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное
автономное учреждение не является распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, выделение государственным
автономным учреждением денежных средств фонду может быть произведено только в
рамках договорных обязательств.
В этой связи, по нашему мнению,
полученные фондом средства на организацию летнего детского лагеря не могут
рассматриваться в смысле, придаваемом гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" НК РФ, ни в качестве средств целевого финансирования, ни в
качестве целевых поступлений.
Учитывая изложенное, считаем, что
получаемые фондом субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в
составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых
организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.03.2011