| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О полномочиях законодательных органов субъектов РФ по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций, а также об отсутствии полномочий у законодательных органов субъекта РФ по установлению и изменению налоговой базы по налогу на имущество организаций и порядка ее определения.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10 марта 2011 г. N 03-05-04-01/05

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке установления субъектами Российской Федерации налоговых льгот по налогу на имущество организаций и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в компетенцию Минфина России не входит проведение экспертизы законов субъектов Российской Федерации.

Одновременно полагаем возможным отметить, что п. 2 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Правила установления и использования налоговых льгот определены в ст. 56 Кодекса, согласно которой льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. При установлении налоговых льгот должны быть учтены нормы ст. 3 Кодекса, предусматривающие запрет на установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям налогоплательщиков. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями налогоплательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель в силу Конституции Российской Федерации обладает достаточно широкой сферой усмотрения (Определения Конституционного Суда от 25.03.2004 N 96-О, и от 09.06.2005 N 287-О).

На основании ст. ст. 372 и 380 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации должна быть установлена налоговая ставка, которая не может превышать 2,2 процента; допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения; могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В силу ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств (если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса).

Поэтому льготы по налогу на имущество организаций, установленные ст. 381 Кодекса, предоставляют возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере определенным категориям налогоплательщиков по основаниям, установленным Кодексом в отношении всего имущества или видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Например, условием предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налоговых льгот по п. п. 1 - 4 и 17 ст. 381 Кодекса является использование имущества, являющегося объектом налогообложения, для определенных Кодексом целей. При этом не используемые по назначению объекты основных средств подлежат налогообложению. Согласно п. п. 13 - 15 ст. 381 Кодекса категории налогоплательщиков полностью освобождаются от налогообложения без каких-либо условий в отношении имущества, находящегося на балансе. На основании п. п. 5, 9 - 12 ст. 381 Кодекса из имущества, находящегося на балансе отдельных категорий налогоплательщиков, освобождены определенные Кодексом конкретные виды имущества вне зависимости от целевого их назначения.

В силу вышеназванных норм Кодекса возможность освобождения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации отдельных категорий налогоплательщиков от налога на имущество организаций в отношении отдельных видов движимого и недвижимого имущества, находящихся на балансе организации, прямо предусмотрена Кодексом.

Налоговая база, которой признается среднегодовая стоимость имущества организаций, и порядок ее определения установлены ст. ст. 375 и 376 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса.

В силу ст. ст. 12 и 372 Кодекса установление и изменение налоговой базы и порядка ее определения по налогу на имущество организаций является прерогативой органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации законодательный орган субъекта Российской Федерации не вправе разрешать вопросы, урегулированные нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Определения ВС РФ от 28.07.2010 N 1-Г10-14, от 12.12.2007 N 91-Г07-27).

Необходимо также иметь в виду, что предметом бухгалтерского учета является инвентарный объект, в отношении которого формируется остаточная стоимость объекта, применяемая при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Статьей 376 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций для отдельных объектов, в том числе для объекта недвижимого имущества, имеющего фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации); недвижимого имущества иностранных организаций; судоходных и портовых гидротехнических сооружений и сооружений инфраструктуры воздушного транспорта.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

10.03.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024