Вопрос: Об
отсутствии оснований для восстановления НДС в отношении основных средств,
приобретенных без НДС, в случае перехода организации на УСН; о порядке учета
для целей налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, стоимости основных
средств в случае, если указанные средства были
приобретены за плату в ходе приватизации государственного имущества в период
применения организацией общего режима налогообложения, а также в случае, если
такие основные средства были получены безвозмездно.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 марта 2011 г. N 03-07-11/50
В связи с письмом по вопросам применения
налога на добавленную стоимость и налога, уплачиваемого при применении
упрощенной системы налогообложения, организацией, перешедшей на данный специальный
налоговый режим, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании пп. 2 п. 3 ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при
переходе налогоплательщика налога на добавленную стоимость на специальный
налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по товарам
(работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам и
имущественным правам, ранее принятые к вычету налогоплательщиком до этого перехода,
подлежат восстановлению.
Таким образом, у организации, перешедшей
на упрощенную систему налогообложения, для указанного восстановления в
отношении основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость,
оснований не имеется.
Что касается
налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, то в
соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Кодекса
налогоплательщики, применяющие данный специальный налоговый режим, при
определении объекта налогообложения учитывают, в частности, расходы на
приобретение (сооружение, изготовление) основных средств с учетом положений п.
п. 3 и 4 данной статьи Кодекса.
Так, согласно пп.
3 п. 3 ст. 346.16 Кодекса стоимость основных средств, приобретенных
(сооруженных, изготовленных) до перехода на упрощенную систему налогообложения,
включается в расходы, учитываемые при исчислении единого налога, уплачиваемого
при применении упрощенной системы налогообложения, в следующем порядке:
в отношении основных средств со сроком
полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого календарного
года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств со сроком
полезного использования от 3 до 15 лет включительно - в течение первого
календарного года применения упрощенной системы налогообложения в размере 50
процентов стоимости основных средств, второго календарного года - 30 процентов
стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств со сроком
полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения
упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
На основании п. 2 ст. 346.17 Кодекса
расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств учитываются
в вышеуказанном порядке только в отношении оплаченных основных средств,
используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, стоимость основных
средств, приобретенных за плату в ходе приватизации государственного имущества
в периоде применения общего режима налогообложения, учитывается в вышеуказанном
порядке в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В
случае если указанные основные средства получены безвозмездно, то стоимость
таких основных средств при определении объекта
налогообложения по данному налогу в составе расходов не учитывается.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
14.03.2011