Вопрос: По
соглашению об отступном банк получил недвижимое имущество. Банк несет расходы
на содержание указанного имущества: оплачивает коммунальные услуги, услуги по
охране. У банка имеются все документы, подтверждающие расходы: договоры, акты,
платежные документы.
Вправе ли банк в
целях налога на прибыль признавать такие затраты в том отчетном (налоговом)
периоде, в котором они возникают (п. 1 ст. 272 НК РФ), и учитывать их как
расходы, связанные с производством и реализацией, согласно пп.
2 п. 1 ст. 253 и пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ за период с
даты получения имущества до даты его
реализации либо до даты принятия банком решения о направлении указанного
имущества для использования в деятельности банка?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2011 г. N 03-03-06/2/41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
В соответствии с п.
5.6 гл. 5 Приложения 10 к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации,
утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N
302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых
кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения
обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 N 1007-У,
движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате осуществления
сделок по договорам отступного, залога, учитывается до принятия кредитной
организацией решения о его реализации или использовании в собственной
деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект
недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы").
Таким образом, поскольку заложенное
имущество или имущество, полученное по договору отступного, учитывается в
составе материальных запасов и не приносит дохода, оно не подлежит признанию в
качестве основных средств.
На основании п. 1
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Учитывая
изложенное, полагаем, что расходы (в том числе коммунальные платежи, расходы на
охрану), связанные с содержанием имущества, полученного по договору отступного,
до момента принятия решения о реализации данного имущества или о переводе в
состав основных средств не могут учитываться для целей налогообложения прибыли
организации как не соответствующие положениям ст. 252 НК РФ.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 268 НК РФ
при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 НК РФ,
налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций
в том числе на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в
частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке
реализуемого имущества.
Таким образом, по нашему мнению, сумма
расходов по содержанию имущества (в том числе расходы на оплату коммунальных
услуг и охрану имущества), понесенных до момента принятия решения о дальнейшем
использовании имущества, полученного по договору отступного, и до момента его
реализации, может уменьшать доходы от продажи данного имущества.
В случае если будет
принято решение о переводе имущества, полученного по договору отступного, в
состав основных средств, расходы на оплату коммунальных услуг и охрану
имущества (в том числе и за период, когда указанное имущество учитывалось в
составе внеоборотных запасов) могут быть включены в
состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.03.2011