Вопрос: Основной
деятельностью ОАО является выполнение работ по регистрации сейсмических данных.
Указанные работы производятся также на территории иностранных государств. Во
исполнение заключенного договора на выполнение работ по регистрации
сейсмических данных ОАО направило работников в Республику Йемен. Поездки
работников признаны служебными командировками. Служебные задания, исполненные
работниками, непосредственно связаны с обязанностями, обусловленными трудовыми
договорами, заключенными между ОАО и работниками.
За время нахождения в командировке
работникам начислялась заработная плата. Выполнение сейсморазведочных работ
носит долговременный характер, поэтому работники в определенный момент утратили
статус налоговых резидентов РФ.
ОАО считает, что
так как работники ОАО, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, находясь в
Республике Йемен, выполняли свои обязанности, обусловленные трудовым договором,
то начисленная им заработная плата признается доходом, полученным от источника
за пределами РФ, и объекта налогообложения по НДФЛ не возникает, что исключает
наличие обязанности у указанных лиц уплачивать НДФЛ в РФ.
В связи с тем
что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в
бюджет суммы НДФЛ с доходов работников непосредственно связана с обязанностью
работников уплачивать налоги на территории РФ, представляется, что при
отсутствии указанной обязанности у работников не возникает обязанности по
удержанию налога и у налогового агента.
Правомерна ли позиция ОАО?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2011 г. N 03-04-06/6-41
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом
на доходы физических лиц выплат, производимых сотрудникам организации в период
их нахождения за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса
плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица,
являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические
лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса
определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами
Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным
от источников за пределами Российской Федерации.
Как указывается в рассматриваемом письме,
организация направляет своих сотрудников за пределы Российской Федерации на
длительный период времени для выполнения своих трудовых обязанностей,
предусмотренных трудовыми договорами. В таком случае фактическое место работы
сотрудников находится в иностранном государстве, и такие сотрудники не могут
считаться находящимися в командировке, поскольку в соответствии со ст. 166
Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка представляет
собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для
выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении
работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все
свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по
месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является
вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного
государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами
Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации
будут признаваться в соответствии со ст. 207 Кодекса налоговыми резидентами
Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы
физических лиц по ставке 13 процентов.
В соответствии с пп.
3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской
Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской
Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц
производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Согласно п. 2 ст. 226 Кодекса исчисление
сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика,
источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении
которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.
214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.
Учитывая изложенное,
в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за
пределами Российской Федерации, организация-работодатель не признается
налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности,
предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.
В случае если в течение налогового
периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается
таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207
Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам,
полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей
налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами
Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса
нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.03.2011