Вопрос: О порядке
налогообложения налогом на прибыль доходов, выплачиваемых российским банком
иностранной организации по операциям с финансовыми инструментами срочных
сделок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о порядке налогообложения
доходов, выплачиваемых российским банком иностранной организации по операциям с
финансовыми инструментами срочных сделок, и сообщает следующее.
С учетом положений
п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) обязательства по уплате налога на прибыль возникают у иностранных
организаций в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на
территории Российской Федерации при условии, что такая деятельность приводит к
образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, а
также получением дохода, не связанного с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство, от
источников в Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что согласно
п. 1 ст. 307 Кодекса доходы от источников в Российской Федерации, не связанные
с деятельностью через постоянное представительство, могут относиться к этому
постоянному представительству, что влияет непосредственно на порядок
налогообложения доходов от источников в Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 309
"Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих
деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и
получающих доходы от источников в Российской Федерации" Кодекса
перечислены виды доходов, не связанные с предпринимательской деятельностью
иностранной организации в Российской Федерации, которые относятся к доходам
иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат
обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 309 Кодекса доход от реализации финансовых инструментов, производных
от акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых
состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской
Федерации, признается доходом от источников в Российской Федерации. При этом
доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов
торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов,
обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской
Федерации.
Согласно пп. 10
п. 1 ст. 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся
также "иные аналогичные доходы".
Пунктом 2 ст. 309
Кодекса определено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи
товаров, иного имущества, кроме указанного в пп. 5 и
6 п. 1 ст. 309, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг
на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного
представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса,
обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, не
признаются доходами от источников в Российской Федерации.
Исходя из
вышеизложенного вышеуказанная "аналогичность" дохода заключается в
том, что такой доход относится к доходам от источников в Российской Федерации и
не связан с деятельностью иностранной организации через постоянное
представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в п. 2 ст. 309
Кодекса как не относящиеся к доходам от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы от операций с
финансовыми инструментами срочных сделок, по нашему мнению, могут быть отнесены
к "иным аналогичным доходам" и подлежать налогообложению в Российской
Федерации.
Порядок признания расходов при
определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных
сделок определяется в соответствии с п. 4 ст. 309 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
16.03.2011