Вопрос: О
возможности отнесения расходов по отгрузке и приему работ к прямым расходам в
целях исчисления налога на прибыль организацией, выполняющей проектные работы;
о моменте определения налоговой базы по НДС при выполнении проектных работ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 марта 2011 г. N 03-03-06/1/141
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения
проектных работ и сообщает следующее.
На основании п. 1
ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под
незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги)
частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки
(изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и
услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и
остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты,
находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже
подверглись обработке.
При этом налогоплательщик самостоятельно
определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в
текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом
соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным
работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых
расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в
учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не
менее чем двух налоговых периодов.
В соответствии с п. 1 ст. 318 Кодекса
налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей
налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров
(выполнением работ, оказанием услуг).
Следовательно, налогоплательщик вправе
самостоятельно определить экономически обоснованный порядок распределения
прямых расходов. Данный порядок должен быть отражен в учетной политике
организации.
Учитывая, что в данном случае выполнение
проектных работ является основной деятельностью, полагаем, что расходы по
отгрузке и приему работ могут быть отнесены к прямым расходам в порядке,
установленном ст. 318 Кодекса. При этом учет таких расходов зависит от
соответствия их критериям, установленным ст. 252 Кодекса.
Что касается налога на добавленную
стоимость, то в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса в целях применения этого
налога моментом определения налоговой базы при выполнении работ является
наиболее ранняя из дат: день выполнения (передачи) работ или день оплаты
(частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ.
Пунктом 1 ст. 720 Гражданского кодекса
Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены
договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении
отступлений от договора немедленно заявить об этом заказчику.
Документом, подтверждающим сдачу
результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт
сдачи-приемки работ. В связи с этим в целях определения
момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость
днем выполнения проектных работ, по нашему мнению, следует признавать дату
подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
16.03.2011