Вопрос: О порядке
применения НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего
имущества в многоквартирном доме, услуг, оказываемых управляющей организацией
по управлению многоквартирным домом, а также в отношении услуг по сопровождению
программных продуктов, приобретенных управляющей организацией в целях
осуществления своей деятельности.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 марта 2011 г. N 03-07-11/52
В связи с письмом
по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, а также услуг, оказываемых управляющей организацией по
управлению многоквартирным домом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает.
В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость
освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при
условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в
многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и
индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы
(услуги).
Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты,
понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено Кодексом.
Поскольку понятие "содержание и
ремонт общего имущества в многоквартирном доме" Кодексом не предусмотрено,
при определении данного понятия следует руководствоваться п. 11 Правил
содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Данным пунктом установлено, что содержание общего имущества включает: осмотр
общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13
Правил ответственными лицами; освещение помещений общего пользования;
обеспечение температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и
санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного
участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких
бытовых отходов; меры пожарной безопасности; содержание и уход за элементами
озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания,
эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами,
расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание
общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для
обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома
объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего
имущества.
Таким образом, от налогообложения налогом
на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных
работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, осуществляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей
стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных
предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы
(услуги).
Что касается работ (услуг) по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не предусмотренных п. 11
Правил, а также услуг, оказываемых управляющей организацией по управлению
многоквартирным домом, то такие работы (услуги) подлежат налогообложению
налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По вопросу применения налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по сопровождению программных продуктов,
приобретенных управляющей организацией в целях осуществления своей
деятельности, рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от
01.04.2008 N 03-07-15/44.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.03.2011