Вопрос: О
восстановлении суммы НДС по основным средствам, ликвидируемым в связи с аварией
до окончания срока амортизации, в том числе остатки которых приходуются в
качестве лома черных и цветных металлов; о применении НДС в
отношении субсидий, выделяемых из федерального бюджета на оплату затрат по
приобретению товаров (работ, услуг), связанных с ликвидацией последствий
аварии, а также страховых компенсаций по основным средствам, застрахованным по
договору добровольного имущественного страхования; о применении вычета НДС по
товарам (работам, услугам), приобретенным для ликвидации последствий аварии и
впоследствии используемым для осуществления операций, подлежащих
налогообложению НДС.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 марта 2011 г. N 03-07-11/61
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на
добавленную стоимость при ликвидации последствий аварии и сообщает.
Согласно пп. 1
п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога,
предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций,
признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании п. п. 2 и 3 ст. 170 Кодекса
налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению в случаях, если
приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, не
используются для операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих
налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы налога по основным
средствам, ликвидируемым в связи с аварией до окончания срока амортизации, в
том числе остатки которых приходуются в качестве лома черных и цветных
металлов, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке. При этом суммы
налога, подлежащие восстановлению, исчисляются исходя из остаточной
(балансовой) стоимости без учета переоценки.
Что касается налога
на добавленную стоимость в отношении субсидий, выделяемых из федерального
бюджета на оплату затрат по приобретению товаров (работ, услуг), связанных с
ликвидацией последствий аварии, а также страховых компенсаций по основным
средствам, застрахованным по договору добровольного имущественного страхования,
то в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса
налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение
фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных
с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные
с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на
добавленную стоимость, в налоговую базу по этому налогу не включаются.
Поэтому денежные
средства в виде субсидий, получаемые из федерального бюджета на возмещение
затрат по приобретению товаров (работ, услуг), связанных с ликвидацией
последствий аварии, а также в виде страховых компенсаций по основным средствам,
застрахованным по договору добровольного имущественного страхования, в
налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку
указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ,
услуг).
По вопросу вычета налога на добавленную
стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для ликвидации
последствий аварии и впоследствии используемым для осуществления операций,
подлежащих налогообложению, сообщаем, что указанные суммы налога принимаются к
вычету в общеустановленном порядке на основании вышеуказанного пп. 1 п. 2 ст. 171 Кодекса.
В то же время
необходимо отметить, что при оплате указанных товаров (работ, услуг) за счет
средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную
стоимость, по нашему мнению, к вычету не принимаются, поскольку принятие к
вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета,
приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
18.03.2011