Вопрос:
Индивидуальный предприниматель (ИП) поставлен на учет по месту своего
жительства и в настоящее время осуществляет деятельность, в отношении которой
подлежит применению система налогообложения в виде ЕНВД. ИП осуществляет свою
деятельность в одном районе города. В каждом районе города есть налоговый орган
по соответствующему району.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ постановка на учет организации
или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого
налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях
нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких
внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов,
осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности,
указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или
индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
В какой налоговый орган ИП должен встать
на учет в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД и представлять
отчетность и уплачивать налоги? Когда прекращается обязанность по уплате ЕНВД в
случае прекращения осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД?
В каком налоговом органе следует ИП исполнять обязанности налогового агента по
уплате НДФЛ? В какой из налоговых органов (по месту жительства, месту
осуществления деятельности, в отношении которой применяется система
налогообложения в виде ЕНВД, в оба налоговых органа) представлять уведомление
об открытии (закрытии) счета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 марта 2011 г. N 03-11-06/3/32
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что
согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее -
Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по
исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от
10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Российской
Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема
граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации срок" (далее - Административный
регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные
обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения
Министерства.
В соответствии с Положением и
Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов
организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета
от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций
(расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
В свою очередь,
согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы
обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций
(расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Одновременно
следует отметить, что согласно п. 2 ст. 346.28 Кодекса организации и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской
деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату
единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговом органе:
по месту осуществления
предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности,
указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 Кодекса);
по месту нахождения организации (месту
жительства индивидуального предпринимателя) - по видам предпринимательской
деятельности, указанным в пп. 5, 7 (в части,
касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп.
11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.
Абзацем 4 п. 2 ст.
346.28 Кодекса предусмотрено, что постановка на учет организации или
индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на
вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на
территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на
нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов,
осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской
деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или
индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на
вмененный доход.
Таким образом, в
случае осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов
предпринимательской деятельности, указанных в пп. 5,
7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 Кодекса), облагаемой единым налогом
на вмененный доход, на территории нескольких районов одного городского округа,
обслуживаемых разными налоговыми инспекциями, на учет в качестве
налогоплательщика единого налога на вмененный доход хозяйствующий субъект вправе встать и,
соответственно, представлять налоговую декларацию и уплачивать налоги в
налоговый орган, на подведомственной территории которого расположено место
осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о
постановке на учет. Соответственно, вставать на учет в каждом из налоговых
органов в данной ситуации не требуется.
При прекращении одного из видов
предпринимательской деятельности организация или индивидуальный предприниматель
вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о снятии с
учета по форме N ЕНВД-3 (для организаций) или N ЕНВД-4 (для
индивидуальных предпринимателей) для того, чтобы получить уведомление о снятии
с учета.
Так, исходя из п. 3 ст. 346.28 Кодекса
снятие с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход при
прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению
единым налогом на вмененный доход, осуществляется на основании заявления,
поданного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения
предпринимательской деятельности, облагаемой указанным налогом.
Налоговый орган в
течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с
учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход
направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Обязанность по уплате единого налога на
вмененный доход прекращается у налогоплательщиков только в случае снятия их с
учета в налоговых органах в качестве плательщиков вышеуказанного налога.
Поэтому
налогоплательщики, окончательно прекратившие осуществление деятельности в
сферах, подпадающих под действие законодательства о едином налоге на вмененный
доход, в том числе по одному из видов предпринимательской деятельности или же
по отдельно расположенному месту осуществления такой деятельности, утрачивают
обязанность по уплате единого налога на вмененный доход после снятия с учета в
качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.
Также по вопросам письма сообщаем, что в
соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса индивидуальные предприниматели, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы,
указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.
224 Кодекса. Указанные индивидуальные предприниматели являются налоговыми
агентами.
Индивидуальный предприниматель,
осуществляющий деятельность, облагаемую в соответствии с системой
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, признается налоговым
агентом в отношении доходов, выплачиваемых им работникам, нанятым в целях
осуществления такой деятельности.
В связи с этим на такого индивидуального
предпринимателя возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению
налога на доходы физических лиц при выплате дохода указанным наемным
работникам.
В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса
совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у
налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода,
уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Если индивидуальный
предприниматель состоит на учете в разных налоговых органах, в том числе по
месту осуществления деятельности с применением системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход и по месту жительства, налог на доходы
физических лиц с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, в
отношении которой применяется единый налог на вмененный доход, следует
перечислять в бюджет по месту учета индивидуального
предпринимателя в связи с осуществлением данной деятельности.
В указанный налоговый орган
индивидуальному предпринимателю, являющемуся налоговым агентом, следует также
представлять сведения о доходах физических лиц соответствующего налогового
периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов в
соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса.
По вопросу о
порядке уведомления налогового органа об открытии (закрытии) индивидуальным
предпринимателем счета, используемого им в предпринимательской деятельности,
необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 11 Кодекса счетами признаются
расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора
банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться
денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 2.3 Инструкции Центрального
банка Российской Федерации от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии
банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" для совершения расчетов,
связанных с предпринимательской деятельностью, индивидуальным предпринимателям
открываются расчетные счета.
При этом пп. 1
п. 2 ст. 23 Кодекса установлено, что налогоплательщик - индивидуальный
предприниматель обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства об
открытии или о закрытии счетов, используемых им в предпринимательской
деятельности.
Сообщение об открытии банковского счета
необходимо представить в налоговый орган по форме N С-09-1, утвержденной
Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм
сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23
Налогового кодекса Российской Федерации".
Также обращаем внимание, что нарушение
налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии
или закрытии им счета в каком-либо банке, согласно ст. 118 Кодекса, влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.03.2011