Вопрос: О порядке
учета в целях налогообложения налогом на прибыль и НДС суммы компенсации,
подлежащей получению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения
олимпийского объекта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2011 г. N 03-03-06/1/171
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в
целях налогообложения сумм компенсации, подлежащей получению в связи с изъятием
земельного участка в целях размещения олимпийского объекта, и сообщает, что в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство
финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах
и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору
оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки
показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также оценка
конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем, что ст. 57
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в частности, что убытки
(включая упущенную выгоду), причиненные землепользователям, землевладельцам и
арендаторам земельных участков в случаях изъятия земельных участков для
государственных или муниципальных нужд, возмещаются указанным лицам в полном
объеме за счет соответствующих бюджетов. Земельное законодательство
предусматривает также, что при изъятии земельного участка для государственных
или муниципальных нужд возможен и выкуп. Однако в таких случаях речь идет не о
выкупе соответствующих прав, а о специальном основании для их прекращения.
Отношения, связанные с изъятием
земельного участка для государственных или муниципальных нужд, регулируются
также ст. ст. 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок возмещения убытков
собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и
арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков,
установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N
262. В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской
Федерации плата за изымаемый участок включает в себя и убытки, а сам размер
платы определяется согласно положениям гражданского законодательства, включая
определение убытков и упущенной выгоды.
Таким образом, из положений гражданского
и земельного законодательства следует, что изъятие земельного участка для
государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для
прекращения различных земельных правоотношений.
Согласно ст. ст. 247 и 248 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по
налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ,
услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов в порядке, установленном Кодексом. Понятия доходов от
реализации и внереализационных доходов определены соответственно ст. ст. 249 и
250 Кодекса.
Средства, полученные организациями в
качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка
(включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков
для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей
налогообложения как внереализационные доходы.
Порядок признания внереализационных
доходов в целях налогообложения прибыли при методе начисления установлен п. 4
ст. 271 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом
налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской
Федерации. В связи с этим при изъятии земельного участка
путем прекращения права аренды на него в целях размещения олимпийских
объектов налог на добавленную стоимость, по нашему мнению, исчисляется
арендатором этого участка в общеустановленном порядке.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
24.03.2011