Вопрос: При
начислении дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не
ранее" в качестве срока обращения в целях исчисления налога на прибыль
используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый как 365 (366)
дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления
векселя к платежу.
Если налогоплательщик распределит затраты
в виде дисконта на этот промежуток времени, то в момент предъявления векселя к
оплате (если этот момент настанет ранее, чем через год от минимальной даты) в
расходы будет одномоментно включена вся сумма не учтенного к этому времени
дисконта.
Имеет ли право организация одномоментно
включить в расходы в момент погашения векселя всю сумму не учтенного к этому
времени дисконта?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2011 г. N 03-03-06/1/175
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли суммы дисконта по векселю и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным
бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с
учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
На основании п. 1
ст. 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом
положений гл. 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом)
периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты
денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений
ст. ст. 318 - 320 Кодекса.
В случае если условиями договора
предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и
не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются
налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания
доходов и расходов.
Статьей 1 Федерального закона от 11.03.1997
N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" установлено, что на
территории РФ применяется Постановление Центрального Исполнительного Комитета и
Совета Народных Комиссаров СССР от 07.08.1937 N
104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом
векселе" (далее - Постановление).
Так, согласно ст. 34 Постановления по
векселям со сроком "по предъявлении" процент (дисконт) рассчитывается
исходя из срока обращения 365 (366) дней.
Таким образом, для целей учета расходов в
виде дисконта по векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее
определенной даты" в качестве срока обращения для целей налогообложения
прибыли используется период, определяемый как срок от даты составления векселя
до даты, указанной как "не ранее", плюс 365 (366) дней.
В п. 8 ст. 272
Кодекса указано, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным
долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых
приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход
признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на
конец месяца соответствующего отчетного периода.
В случае прекращения действия договора
(погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход
признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на
дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
Учитывая изложенное,
в случае если вексель предъявляется к оплате до истечения года с даты,
указанной как "не ранее", сумма дисконта, не учтенная к указанному
моменту в составе расходов, включается в расходы для целей налогообложения
прибыли единовременно.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2011