Вопрос: В апреле
2008 г. организация заключила кредитный
договор с банком на 12 месяцев, с открытием кредитных линий по 180 дней,
с возможностью перекредитования на следующие
180 дней и возможностью дальнейших пролонгаций.
Первый транш в апреле 2008 г. был получен
на пополнение оборотных средств, но денежные средства были направлены на выдачу
займов ООО под больший (относительно кредитного договора) процент.
В октябре 2008 г. кредит перед банком по
истечении 180 дней был погашен. Деньги на погашение были получены посредством
процентного займа от ОАО.
В октябре 2008 г. был получен второй
транш кредита от банка на пополнение оборотных средств, но был направлен на
погашение займа ОАО.
В июле 2009 г. возбуждено дело о
банкротстве ООО, введена процедура наблюдения. После этого организация
прекратила начислять проценты по выданному займу, а проценты по кредитному
договору прекратила учитывать для целей налогообложения налогом на прибыль.
В 2010 г. ООО было признано банкротом,
задолженность признана безнадежным долгом, заем (в полном объеме) и начисленные
по договору проценты (частично) остались непогашенными.
Кредитный договор с банком организацией
пролонгирован до 2014 г. и подлежит погашению по графику.
Возможно ли организации учесть затраты на
уплату процентов банку с августа 2009 г., а также текущие операционные расходы
на выплату процентов по данному кредиту в расходах для целей исчисления налога
на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2011 г. N 03-03-06/1/179
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 819 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или
иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства
(кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик
обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу п. 2 ст. 819 ГК РФ к отношениям по
кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 гл. 42 ГК
РФ, посвященным договору займа, если иное не предусмотрено правилами параграфа
2 гл. 42 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора.
Согласно п. 2 ст. 819 и ст. 814 ГК РФ
кредитный договор, как и договор займа, может предусматривать целевое
использование кредита.
На основании ст. 807 ГК РФ по договору
займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне
(заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик
обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное
количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Таким образом, заключение
организацией-заемщиком по кредитному договору с третьей организацией
самостоятельного договора займа и предоставление контрагенту согласно
указанному договору займа в собственность денежных средств, ранее полученных по
кредитному договору, является способом использования средств, полученных по
кредитному договору.
Следовательно, если в рассматриваемой
ситуации организация использовала кредит в хозяйственной деятельности,
направленной на получение дохода, путем передачи средств по договору займа
третьей организации, то проценты за пользование этим кредитом могут быть
рассмотрены как расходы, соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса для
целей налогообложения по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 Кодекса).
При этом расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, если рассматриваемые
затраты являются экономически оправданными, то на этом основании они могут быть
включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли при условии их
документального подтверждения.
Одновременно сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и
индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2011