Вопрос: Банк
предоставил организации кредит по ставке 6% годовых. В
связи с несвоевременной уплатой заемщиком процентов по кредиту банк уступает
право требования долга до наступления срока платежа. Ставка рефинансирования на
дату уступки права требования долга равна 7,75% годовых.
При учете в налоговой базе убытка от уступки права требования банк
руководствовался положениями п. 1 ст. 279 НК РФ. Банк в налоговой политике
закрепил порядок определения предельной величины процентов, признаваемых
расходом, исходя из среднего уровня процентов, подлежащих уплате по долговым
обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
Какой из нижеуказанных вариантов
определения размера процентной ставки для расчета предельной величины убытка от
уступки права требования долга, срок погашения которого не наступил, является
верным в целях исчисления налога на прибыль:
- исходя из ставки рефинансирования Банка
России, установленной на дату уступки права требования долга (в нашем примере -
7,75% годовых);
- исходя из предельной
ставки - ставки среднего уровня процентов, подлежащих уплате, увеличенной на
20%, - при наличии сопоставимых долговых обязательств перед другими
организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а при их
отсутствии - ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на коэффициент,
установленный ст. 269 НК РФ на дату уступки (7,75% x 1,8 = 13,95% годовых)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 марта 2011 г. N 03-03-06/2/56
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 279 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при уступке налогоплательщиком -
продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов)
по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров
(работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации
права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг)
признается убытком налогоплательщика. При этом размер убытка для целей
налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик
уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству,
равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты
платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг).
Положения настоящего пункта также применяются к налогоплательщику - кредитору
по долговому обязательству.
Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ расходом
признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при
условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству
процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по
долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых
условиях.
При отсутствии
долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же
квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика
предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и
суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по
установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается
равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,
увеличенной на установленный коэффициент - при оформлении долгового обязательства в рублях.
Порядок определения предельной величины
процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной
политике для целей налогообложения.
Если организация
закрепила в учетной политике порядок учета предельной величины процентов,
признаваемых расходом, исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по
долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых
условиях, полагаем, что при расчете убытка от уступки права требования долга
третьему лицу до наступления предусмотренного долговым обязательством срока
платежа необходимо принимать такой средний уровень процентов.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.03.2011