Вопрос: В уставе
некоммерческого фонда закреплено, что основной целью его деятельности является
поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний
о закономерностях строения окружающей среды, прикладных научных исследований по
применению новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных
задач, научно-технической деятельности, решения технологических, инженерных,
экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.
На период 2008 - 2009 гг. в соответствии
с пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, действовавшим до 1 января
2010 г., от уплаты ЕСН освобождались следующие категории налогоплательщиков:
"учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных социальных целей...".
В связи с принятием Федерального закона
от 24.07.2009 N 213-ФЗ ст. 239 НК РФ утратила силу.
В п. 2 ч. 2 ст. 57
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указывается, что в 2010 г.
применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых
взносов, а именно для: "учреждений, созданных для достижения
образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,
научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой
и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным
представителям), единственными
собственниками имущества которых являются общественные
организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов,
занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров,
минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в
соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по
представлению общероссийских общественных организаций инвалидов".
Правомерно ли применение некоммерческим
фондом льготы, установленной пп. 2 п. 1 ст. 239 НК
РФ, действовавшим на период 2008 - 2009 гг., а также п. 2 ч. 2 ст. 57
Федерального закона N 212-ФЗ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 марта 2011 г. N 03-04-07/7-4
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо некоммерческого фонда по вопросу
применения в 2008 - 2009 гг. льготы по уплате единого социального налога и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 гл. 24 Кодекса (утратила силу с
01.01.2010) от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных
вознаграждений, не превышавших 100 000 руб. в течение налогового периода на
каждое физическое лицо, освобождались, в частности, учреждения, созданные для
достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а
также для оказания правовой и иной помощи
инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками
имущества которых являются общественные организации инвалидов (в том числе
созданные как союзы общественных организаций инвалидов).
При этом к общественным организациям инвалидов
согласно указанному подпункту относятся организации, среди членов которых
инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их
региональные и местные отделения.
Таким образом, льгота по уплате единого
социального налога, предусмотренная пп. 2 п. 1 ст.
239 Кодекса, распространялась только на учреждения, созданные для достижения
научных целей, единственными собственниками имущества
которых являлись вышеуказанные общественные организации инвалидов.
Вопросы исчисления и уплаты страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии со ст. 28
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" относятся к компетенции Минздравсоцразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.03.2011