Вопрос: О порядке
уплаты земельного налога садоводческими товариществами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 марта 2011 г. N 03-05-06-02/26
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу уплаты земельного
налога сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к
местным налогам.
Данный налог является одним из основных
источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства
от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач,
стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании ст.
387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог
устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и
прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов
Российской Федерации.
Налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со
ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1
ст. 388 Налогового кодекса).
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
В этой связи основанием для взимания
земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих
документов на земельный участок.
На основании п. 1 ст. 389 Налогового
кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен
налог.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса
земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены
в соответствии с федеральными законами.
Статьей 1
Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N
66-ФЗ) определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое
объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое
товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский
кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство)
- это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных
началах для содействия ее членам в решении
общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и
дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное
некоммерческое объединение).
Указанной статьей
Федерального закона N 66-ФЗ установлено, что имуществом общего пользования
является имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для
обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного
некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого
объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении,
электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и
иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы,
котельные, детские и спортивные
площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому
подобное).
При этом отмечаем, что в соответствии с
п. 4 ст. 14 Федерального закона N 66-ФЗ земельные участки, относящиеся к
имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому
или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Учитывая изложенное, если земельные
участки, относящиеся к имуществу общего пользования, принадлежат садоводческому
товариществу как юридическому лицу, то в отношении таких земельных участков
налогоплательщиком земельного налога признается садоводческое товарищество.
Одновременно
обращаем внимание, что на основании п. 2 ст. 387 Налогового кодекса при
установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований (законами городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и
порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, для решения вопроса о
льготном налогообложении земельных участков, принадлежащих садоводческим
товариществам, следует обращаться в представительный орган муниципального
образования, на территории которого располагаются эти земельные участки.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
31.03.2011