Вопрос: Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ ст. 126 Федерального
закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ) дополнена п. 2.1,
согласно которому на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного
органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются проценты в
размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия
конкурсного производства, срок конкурсного производства определяется в судебном
акте в рамках дела о банкротстве должника.
При этом
соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть
предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок
начисления процентов по сравнению с предусмотренными указанной статьей размером
или сроком.
Подлежащие начислению и уплате в
соответствии с указанным пунктом ст. 126 Закона N 127-ФЗ проценты начисляются
на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия
конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.
В соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ
процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том
числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида
(независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в
частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Требования конкурсного кредитора не подпадают под определение долгового
обязательства, предусмотренного ст. 269 НК РФ.
Проценты,
предусмотренные п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, не являются так называемыми
"договорными процентами", их начисление заранее не предопределено, и
право на их получение возникает не при оформлении долгового обязательства, а
лишь в случае возбуждения в отношении должника дела о банкротстве при условии
включения требований конкурсного кредитора на основании судебного акта в реестр
требований кредиторов, и только на стадии
конкурсного производства.
Правомерно ли учитывать данные проценты в
целях налога на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ как доходы в виде
штрафов, пеней и (или) иных санкций, в виде сумм возмещения убытков (ущерба) в
порядке, установленном пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ?
Подпунктом 4 п. 4 ст. 271 НК РФ
определено, что для указанных внереализационных доходов датой получения дохода
признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу
решения суда.
На какую дату следует признавать в целях
исчисления налога на прибыль указанные доходы, если между конкурсным
управляющим и конкурсным кредитором заключено или не заключено соглашение о
размере процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора?
Каков порядок учета в целях налога на
прибыль указанных процентов в случае, если после реорганизации конкурсного
кредитора (исключение из ЕГРЮЛ конкурсного кредитора) в связи с его
присоединением к другому юрлицу не было оформлено
процессуальное правопреемство в деле о банкротстве согласно ст. 48 АПК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/60
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов в виде
процентов и сообщает следующее.
Согласно п. 2.1 ст.
126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований
конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в
соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в
порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N
127-ФЗ.
Проценты на сумму требований конкурсного
кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации,
начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком
Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.
Подлежащие начислению и уплате в соответствии
со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму
требований кредиторов каждой очереди с даты открытия
конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.
Исходя из этого у организации -
конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных
процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику.
В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой
заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта,
полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его
оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по
денежным вкладам и долговым обязательствам.
В данном случае проценты начисляются на
сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором.
По нашему мнению, указанный
внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в
виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с
должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 126
Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия
арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии
конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней),
процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Таким образом, начисляемые в соответствии
с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного
кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе
внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса.
Что касается даты, с которой начинают
учитываться в доходах для целей налогообложения вышеуказанные проценты, то
такой датой признается дата открытия конкурсного производства (абз. 4 п. 2.1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 271 Кодекса
указанные проценты при применении метода начисления признаются полученными и
включаются в состав внереализационных доходов на конец месяца соответствующего
отчетного периода.
В случае реорганизации организации -
конкурсного кредитора путем ее присоединения к другому юридическому лицу
налоговый учет указанных доходов осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 251
Кодекса.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.04.2011