Вопрос: Строительная организация (застройщик) проводит рекламную акцию, в
соответствии с условиями которой в период с 1 мая по 31 декабря 2010 г. каждому
участнику долевого строительства, первым в понедельник подписавшему договор
участия в долевом строительстве, вручается приз в виде сертификатов на ужин в
ресторане на двух человек (участника долевого строительства и члена его семьи)
на сумму 6000 руб. (2 сертификата по 3000 руб., из
расчета один сертификат на одного человека). Указанная акция проводится
в соответствии с приказом генерального директора строительной организации (все
условия утверждены приказом). В целях приобретения сертификатов между
застройщиком и рестораном заключен договор на приобретение сертификатов и
оказание услуг по ресторанному обслуживанию (питанию) клиентов застройщика по
приобретенным картам.
Проведение указанной рекламной акции
направлено на стимулирование интереса к квартирам, расположенным в строящихся
многоквартирных домах застройщика, целью рекламной акции является повышение
спроса на квартиры и, как следствие, повышение уровня продаж. Проведение
рекламной акции необходимо самому застройщику и производится застройщиком для
собственных нужд, а не для нужд потенциальных участников долевого
строительства.
Учитываются ли расходы, связанные с
приобретением и передачей подарочных сертификатов участникам долевого
строительства, в целях исчисления налога на прибыль?
Подлежит ли налогообложению НДФЛ
стоимость подарочных сертификатов, полученных участниками долевого
строительства? Признается ли организация налоговым агентом по НДФЛ в отношении
указанных доходов участников долевого строительства в виде стоимости подарочных
сертификатов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/207
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о признании
переданного участнику долевого строительства подарочного сертификата расходом
на рекламу и сообщает следующее.
При приобретении подарочного сертификата
организация приобретает не товар, а обязательство продавца предоставить
выбранный владельцем сертификата товар (работы, услуги) на определенную сумму.
Под термином "подарочный
сертификат" принято понимать документ, удостоверяющий право его владельца
на получение товаров (работ, услуг) у указанного в сертификате лица (продавца),
в том числе с оплатой за товар (работы, услуги) его стоимости за вычетом
указанной в сертификате суммы (номинальной стоимости сертификата).
Денежные средства,
уплаченные организацией - покупателем сертификатов компании - агенту продавцов
товаров (работ, услуг), фактически являются авансами, уплаченными за товары
(работы, услуги).
Организация в данном случае приобрела
подарочные сертификаты для передачи их участникам долевого строительства в
качестве подарков. В рассматриваемой ситуации дарение третьим лицам
сертификатов, которые удостоверяют право требования приобретения товаров
(работ, услуг), осуществляется с соблюдением правил, предусмотренных п. п. 1, 2
ст. 382, ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 576
Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.
2 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество
(работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно,
если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано
с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные
права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать
передающему лицу услуги).
Таким образом, согласно п. 16 ст. 270
Кодекса расходы, связанные с приобретением и передачей подарочных сертификатов,
не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку имущественные права,
удостоверенные этими сертификатами, передаются участникам долевого строительства
безвозмездно.
По вопросу обложения налогом на доходы
физических лиц доходов участников рекламной акции в виде стоимости подарочных
сертификатов, врученных организацией, сообщаем.
В соответствии с пп.
1 п. 2 ст. 211 Кодекса оплата за налогоплательщика организациями товаров
(работ, услуг) или имущественных прав относится к доходам налогоплательщика,
полученным в натуральной форме.
Таким образом, при получении от
организации физическими лицами - участниками рекламной акции подарочных
сертификатов у таких лиц образуется доход в натуральной форме в виде оплаты
права на получение соответствующих товаров (работ, услуг).
Отнесение доходов, полученных
налогоплательщиками в виде стоимости подарочных сертификатов, к подаркам либо к
иным видам доходов зависит от документального оформления выплаты (выдачи)
доходов.
Пунктом 28 ст. 217 Кодекса предусмотрено
освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков,
полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 руб. за
налоговый период.
Таким образом, если выдача подарочных
сертификатов физическим лицам оформлена в качестве подарков, то в соответствии
с п. 28 ст. 217 Кодекса стоимость подарочного сертификата в сумме до 4000 руб.
освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
Сумма указанного дохода в размере,
превышающем ограничение 4000 руб., подлежит обложению налогом на доходы
физических лиц в установленном порядке. Соответственно, организация, от которой
физические лица получают указанные доходы, признается налоговым агентом в
отношении указанных доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные
для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
Если организация,
от которой физические лица получают указанные сертификаты, не выплачивает
физическим лицам каких-либо доходов в денежной форме, с которых можно было бы
удержать налог с доходов в натуральной форме, применяются положения п. 5 ст.
226 Кодекса, в соответствии с которыми при невозможности удержать у
налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее
одного месяца с даты окончания налогового периода, в
котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить
налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности
удержать налог и сумме налога.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.04.2011