Вопрос:
Иностранная организация осуществляет деятельность на территории Великобритании
по обучению физлиц управленческому учету. Обучение и прием квалификационных
экзаменов по большинству дисциплин осуществляются дистанционно, однако в
некоторых случаях иностранная организация испытывает необходимость в
привлечении третьих лиц - российских организаций или филиалов иностранных
организаций на территории РФ.
Российская организация или филиал
иностранной организации осуществляет регистрацию своих работников - абитуриентов
или иных физлиц для сдачи квалификационного экзамена и оплату услуг иностранной
организации по регистрации на экзамен, обработке экзаменационных результатов,
которая производится в Великобритании:
- регистрационный взнос за каждого
абитуриента;
- экзаменационный взнос за каждый
экзамен.
Подлежат ли налогообложению НДС такие
услуги?
Поскольку некоторые абитуриенты не могут
выехать в Великобританию для непосредственной сдачи экзаменов, иностранная
организация привлекает российские организации и филиалы иностранных организаций
на территории РФ для организации проведения квалификационных экзаменов по
некоторым дисциплинам на территории РФ. Организация проведения экзаменов
включает информирование о проведении экзамена, предоставление подходящего
помещения и создание условий для сдачи экзаменов, сбор и передачу
экзаменационных бумаг, документов, файлов иностранной организации для
последующей обработки результатов экзаменов.
Подлежат ли налогообложению НДС такие
услуги третьих лиц?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2011 г. N 03-07-08/99
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам
применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по регистрации
физических лиц для сдачи квалификационного экзамена и обработки
экзаменационных результатов, оказываемых иностранной организацией, имеющей на
территории Российской Федерации постоянное представительство, и сообщает
следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации работ (услуг), виды которых не
предусмотрены пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса,
признается территория Российской Федерации, если деятельность организации,
которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории
Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 148 Кодекса
установлено, что местом осуществления деятельности организации, выполняющей
(оказывающей) указанные работы (услуги), считается территория Российской
Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории
Российской Федерации на основе государственной регистрации или места нахождения
постоянного представительства в Российской Федерации в случае, если работы
выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство.
Учитывая, что услуги по регистрации
физических лиц для сдачи квалификационного экзамена и обработке экзаменационных
результатов вышеуказанными пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148
Кодекса не предусмотрены, местом реализации этих услуг, фактически оказанных
иностранной организацией за пределами территории Российской Федерации без
участия постоянного представительства этой организации, территория Российской
Федерации не признается. В связи с этим указанные услуги на территории
Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Что касается услуг российских организаций
и филиалов иностранных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации,
по организации проведения квалификационных экзаменов на территории Российской
Федерации (информирование о проведении экзаменов, предоставление помещений и
т.п.), то на основании вышеуказанных норм Кодекса местом реализации этих услуг
является территория Российской Федерации и они
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном
порядке.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
06.04.2011