| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в течение всего срока действия договора лизинга право собственности на лизинговое имущество остается у лизингодателя. По взаимному соглашению сторон договора лизинга предмет лизинга, переданный лизингополучателю, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя (п. 1 ст. 31 Федерального закона N 164-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона N 164-ФЗ лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование согласно договору. Таким образом, индивидуальные предприниматели могут быть лизингополучателями.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ налог на имущество организаций уплачивается только в отношении имущества, учитываемого на балансе в качестве основных средств согласно правилам бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели как физические лица не имеют баланса или сметы и отражают полученные доходы, произведенные расходы и хозяйственные операции при осуществлении предпринимательской деятельности путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов, утвержденной Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Однако по смыслу п. 1 ст. 31 Федерального закона N 164-ФЗ при передаче предмета лизинга лизингополучателю - индивидуальному предпринимателю последний должен платить с его стоимости налог на имущество, однако индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ).

Можно ли считать, что при передаче в лизинг лизингового имущества лизингополучателю - индивидуальному предпринимателю такое имущество не является объектом налогообложения налогом на имущество организаций ни у лизингодателя, ни у лизингополучателя?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 6 апреля 2011 г. N 03-05-05-01/19

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении имущества, переданного в лизинг индивидуальному предпринимателю, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 373 гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются, в частности, российские организации.

Пунктом 1 ст. 374 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

В силу положений ст. ст. 1 и 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) имущество, являющееся собственностью организации, является объектом бухгалтерского учета этой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон.

При организации бухгалтерского учета операций по договору лизинга организациям следует руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, а также Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Кроме того, следует учитывать, что взаимосвязь лизингодателя и индивидуального предпринимателя "принимается во внимание судом при установлении недобросовестности поведения налогоплательщика в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными, в частности, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О и Письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2004 N С5-7/уз-1355, как факт, способствующий возможности влияния на результаты экономической деятельности данных лиц" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2005 по делу N А33-3695/04-С3-Ф02-4640/05-С1).

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.04.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024