Вопрос: О
разъяснении некоторых вопросов налогоплательщиков по НДФЛ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 6 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/5392@
Федеральная налоговая служба направляет
для сведения ответы на вопросы налогоплательщиков по налогу на доходы
физических лиц.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Е.В.КОЗЛОВА
Приложение
к Письму ФНС России
Ответы
на вопросы налогоплательщиков по налогу на доходы
физических лиц
Вопрос: Облагаются
ли налогом на доходы физических лиц суммы индексации денежного содержания
муниципального служащего, выплаченные по решению мирового судьи (Ленинградская
область)?
Ответ: В соответствии со ст. ст. 208 и 209 гл. 23 "Налог на доходы
физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей
данной главы отнесены к доходам от источников в Российской Федерации и являются
объектом налогообложения как для физических лиц, являющихся налоговыми
резидентами Российской Федерации, так и для физических лиц, не
являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1
Областного закона о правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской
области от 11.03.2008 N 14-ОЗ муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в
порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с
федеральными законами и областными законами, обязанности по должности
муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств
местного бюджета.
В соответствии с Решением мирового судьи
судебного участка от 07.08.2006 Администрацией муниципального образования
"Город Ивангород Кингисеппского муниципального
района" Ленинградской области за счет средств бюджета данного
муниципального образования перечислены денежные средства в сумме 221 088 руб.
52 коп. (в том числе сумма
индексации - 37 343 руб. 68 коп.) в погашение не выплаченного денежного
содержания муниципальному служащему, который в период с 18.07.2002 по
31.12.2005 работал в должности ведущего специалиста в указанной Администрации.
Поскольку сумма индексации денежного
содержания муниципального служащего является составной частью денежного
содержания, она подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих
основаниях.
Вопрос: Необходимо
ли облагать налогом на доходы физических лиц пособия, выплачиваемые сотрудникам
милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские
дошкольные учреждения?
Ответ: Доходы, не
подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст.
217 Кодекса.
В соответствии с п. 42 ст. 217 Кодекса не
подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц средства, получаемые
родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные
организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в
образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования.
В частности, согласно указанному пункту
не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы компенсации
части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,
выплата которых предусмотрена п. 1 ст. 52.2 Закона Российской Федерации от
10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
Пунктом 1 Приказа
МВД России от 06.11.2007 N 974 "О пособии сотрудникам милиции на
содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные
учреждения" установлено, что сотрудникам милиции на содержание детей (лиц,
находящихся на иждивении), посещающих государственные и муниципальные детские
дошкольные учреждения, производится выплата пособия в размере разницы между
платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных и
муниципальных детских дошкольных учреждениях, и установленной п. 1 ст. 52.2 Закона Российской
Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" компенсацией части
родительской платы.
Указанная выплата не включена в перечень
доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 217 Кодекса.
Таким образом, пособие сотрудникам
милиции на содержание детей (лиц, находящихся на иждивении), посещающих
государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, подлежит
налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вопрос: Подлежат
ли налогообложению суммы неустойки, выплаченной по решению суда страховщиком
потерпевшему за ненадлежащее исполнение обязанности в соответствии с
Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств"?
Ответ: Согласно
п. 2 ст. 13 названного Федерального закона страховщик рассматривает заявление
потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней
со дня получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести
страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой
выплате.
При неисполнении
указанной обязанности страховщик за каждый день просрочки уплачивает
потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день,
когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной ст. 7
Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому
потерпевшему.
Статьей 330 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается
определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан
уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 1 ст. 210 Кодекса предусмотрено,
что при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц
учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в
натуральной форме, или право на распоряжение которыми
у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в
соответствии со ст. 212 Кодекса.
При этом в соответствии со ст. 41 Кодекса
доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме,
учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду
можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы
физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Неустойка за ненадлежащее исполнение
страховщиком установленной Федеральным законом обязанности по выплате
страхового возмещения потерпевшему отвечает всем вышеперечисленным признакам
экономической выгоды и, следовательно, является доходом потерпевшего -
физического лица.
Перечень доходов, не подлежащих
налогообложению налогом на доходы физических лиц, установленный ст. 217
Кодекса, является исчерпывающим. При этом доход в виде неустойки в этом перечне
не поименован.
Таким образом, сумма неустойки,
выплаченная страховщиком потерпевшему за ненадлежащее исполнение установленной
п. 2 ст. 13 Федерального закона обязанности, является доходом потерпевшего и
подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном
порядке.
Учитывая изложенное и в соответствии с
требованиями ст. 228 Кодекса (если не был удержан налог страховщиком с суммы выплаченной по решению суда неустойки)
налогоплательщику (физическому лицу) следует самостоятельно исчислить сумму
налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего
учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за
налоговый период, в котором получен доход в виде
неустойки.
Вопрос: Облагаются
ли налогом на доходы физических лиц выплаты единовременного пособия лицам
рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы
по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья?
Ответ: Согласно ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (далее - Положение о службе в органах
внутренних дел), увольняемым со службы с правом на пенсию производятся
единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в
размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.
17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты
пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по
контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в
органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семьям в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства
Российской Федерации от 18.05.2009 N 417) (далее - Постановление от 22.09.1993
N 941) лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при
увольнении со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному
состоянию здоровья выплачивается единовременное пособие, размер которого
зависит от выслуги лет.
При этом лицам рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел, награжденным в период прохождения службы
государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР
или Российской Федерации, размер единовременного пособия, выплачиваемого при
увольнении со службы, увеличивается на два месячных оклада денежного
содержания.
Доходы, не подлежащие налогообложению
налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 Кодекса.
На основании п. 3
ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц
все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации,
законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями
представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в
пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных с увольнением работником, за исключением компенсации за
неиспользованный отпуск.
Согласно положениям ст. 64 Положения о
службе в органах внутренних дел время нахождения сотрудников на службе в
органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а
также в стаж работы по специальности.
В этой связи выполнение служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел, состоящих в должностях
рядового и начальствующего состава, приравнивается к выполнению трудовых
обязанностей.
Таким образом, выплата единовременного
пособия лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,
уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному
состоянию здоровья, может быть отнесена к компенсационным выплатам,
освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, в размерах,
установленных ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Следует ли
облагать налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной
помощи, выплачиваемой нуждающимся студентам из средств стипендиального
фонда?
Ответ: Пунктом 3 ст. 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" и п. п. 32, 33
Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной
поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений
начального профессионального образования, студентов федеральных государственных
образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования,
аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.06.2001 N 487, установлено, что на оказание помощи
нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных
государственных образовательных учреждениях среднего и высшего
профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25
процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в
федеральном бюджете.
Решение об оказании единовременной
материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или
научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта,
докторанта.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при
определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все
доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми у него
возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в
соответствии со ст. 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие налогообложению
налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 Кодекса.
Пункт 1 ст. 217 Кодекса устанавливает,
что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (освобождаются от
налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной
нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные
выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим
законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению,
относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Согласно Письму Минфина России от
04.06.2009 N 03-04-07-01/190 в соответствии с п. 1 ст. 217 Кодекса
освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты,
поскольку прямо перечислены виды пособий, как исключаемые из
освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те и другие
поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника
доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение
ребенка).
Абзацем 5 п. 8 ст.
217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы
физических сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи),
осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных
категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми
ежегодно соответствующими органами
государственной власти.
Данный пункт распространяется на
категории лиц, которые включены в целевую программу, утвержденную
соответствующим органом государственной власти.
Таким образом, единовременная
материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального
фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных
государственных образовательных учреждениях среднего и высшего
профессионального образования, не подпадает под действие положений ст. 217
Кодекса и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в
общеустановленном порядке.
Вопрос: Подлежат
ли налогообложению доходы физических лиц, полученные за счет средств грантов, предоставленных организациями-работодателями?
Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 217 Кодекса освобождаются от
налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов
(безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования,
культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и
(или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому
Правительством Российской Федерации.
Российский фонд фундаментальных
исследований (далее - РФФИ) включен в Перечень российских организаций,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N
602 "Об утверждении Перечня российских организаций, получаемые
налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для
поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не
подлежат налогообложению".
Из представленных материалов следует, что
финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и
организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и
проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ, утвержденными Решением Совета
РФФИ от 12.03.2008 (далее - Правила).
Пунктом 2.1.3 Правил определено, что
средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются РФФИ в виде
гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного
проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели,
предусмотренные проектом.
При этом руководитель проекта имеет право
расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов
и с нормативными документами РФФИ.
Согласно п. 2.5.2 Правил обеспечение
выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является
обязанностью руководителя проекта.
В соответствии с п. 2.7 Правил организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного
и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов.
Средства, поступающие на лицевой
внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться
организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по
обслуживанию проектов в размере не более 15 процентов из каждой поступающей
суммы по согласованию с руководителями проектов.
Из вышеизложенного следует, что
получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного
проекта и исполнителей проекта.
Следовательно, средства, выплачиваемые из
сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам,
принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом
на доходы физических лиц в соответствии с п. 6 ст. 217 Кодекса.
Возврат налогоплательщику суммы излишне
удержанного налога на доходы физических лиц производится исходя из положений
ст. ст. 78 и 231 Кодекса.
В данном случае суммы налога, излишне
удержанные налоговым агентом, в соответствии со ст. 231 Кодекса могут быть
возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.
Вопрос: Подлежат
ли налогообложению субсидии, предоставляемые гражданам, ведущим личное
подсобное хозяйство, на возмещение затрат на производство реализуемой продукции
животноводства (Краснодарский край)?
Ответ: В целях
реализации Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 721-КЗ "О
государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории
Краснодарского края" утверждено Постановление Главы администрации
Краснодарского края от 01.02.2007 N 49 "Об утверждении Порядка
предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство на
территории Краснодарского края" (далее - Постановление).
В соответствии с пп. 2.1.5 п. 2 Постановления гражданам, ведущим личное
подсобное хозяйство, предоставляется за счет краевого бюджета субсидия на
возмещение части затрат на производство реализуемой получателями продукции
животноводства: на мясо крупного рогатого скота, свиней, молоко, овечью шерсть,
реализованные юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а
также предпринимателям без образования юридического лица, зарегистрированным на
территории Краснодарского края.
Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при
определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные
им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение
которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды,
определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению
налогом на доходы физических лиц, установлен ст. 217 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 217 Кодекса установлен
исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационные выплаты, установленные
законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
В указанных перечнях не поименована
субсидия на возмещение части затрат на производство реализуемой получателями
продукции животноводства.
Вместе с тем п. 13
ст. 217 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению доходы
налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных
хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов,
нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя
в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства,
цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.
Субсидия, предоставляемая указанным лицам
за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат
на производство реализуемой продукции животноводства, не может рассматриваться
в качестве дохода от продажи этой продукции, освобожденного от налогообложения
на основании п. 13 ст. 217 Кодекса.
В связи с изложенным субсидия,
предоставляемая гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за счет средств краевого бюджета на возмещение затрат на производство
реализуемой продукции животноводства, подлежит налогообложению налогом на
доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вопрос: Подлежит
ли налогообложению доход, полученный в 2010 г. физическим лицом от продажи
земельного участка, который находился в его собственности с 1993 г.?
Ответ: Согласно
п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и
другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их
возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в
едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную
регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.
9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства
и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам или
юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", имеют равную
юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.
Согласно представленным документам
свидетельство о праве собственности на земельный участок было выдано
физическому лицу 06.09.1993 на основании решения местной администрации пос. Клязьма (Московская область) от 24.05.1993.
Учитывая изложенное,
в рассматриваемом случае доход, полученный физическим лицом от продажи
принадлежавшего ему с 1993 г. земельного участка, не подлежит налогообложению
по основаниям, предусмотренным п. 17.1 ст. 217 Кодекса.
Вопрос: Имеет ли
право пенсионер на получение имущественных налоговых вычетов при получении
дохода от продажи собственного жилья и последующего приобретения за счет такого
дохода другого жилья?
Ответ: В соответствии
со ст. 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц
признается доход, полученный налогоплательщиками, являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или)
от источников за пределами Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 210 Кодекса установлено,
что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13
процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов,
подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов,
предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
При определении размера налоговой базы
налогоплательщик имеет право на основании пп. 2 п. 1
ст. 220 Кодекса на получение имущественного налогового вычета, в частности, в
сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на
территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в
размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн
руб.
Следовательно, доход налогоплательщика
уменьшается на сумму имущественного налогового вычета, израсходованного им на
строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
Поэтому воспользоваться имущественным
налоговым вычетом при приобретении дома, квартиры или доли (долей) в них могут
налогоплательщики, получающие доходы в налоговом периоде, подлежащие
налогообложению.
Лица, достигшие пенсионного возраста и
получающие доходы в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в
соответствии с п. 2 ст. 217 Кодекса освобождаются от налогообложения.
Поскольку с доходов физических лиц в виде
государственных пенсий сумма налога в соответствующий бюджет не удерживается и
не перечисляется, пенсионеры при приобретении квартиры не могут воспользоваться
правом на получение имущественного налогового вычета.
Вместе с тем, если пенсионер получил или
получает (кроме пенсии) доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов, он
может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета в
пределах сумм налогов, перечисленных с таких доходов в бюджет, и с момента,
когда право на получение указанного вычета возникло.
В случае если
физическое лицо - пенсионер продает квартиру со сроком владения менее трех лет
и приобретает квартиру в собственность в одном и том же налоговом периоде, то
налоговый орган на основании налоговой декларации и заявления такого лица
вправе произвести зачет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, в пределах
причитающейся такому лицу суммы имущественного налогового вычета.
При продаже квартиры, находившейся в
собственности физического лица (в том числе пенсионера) менее трех лет,
налогоплательщик при определении размера налоговой базы имеет право на
получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной им в налоговом
периоде, но не превышающей в целом 1 млн руб.
Таким образом, налогоплательщик вправе
уменьшить доход от продажи квартиры на 1 млн руб. или
на сумму расходов, связанных с получением такого дохода.
При этом полученные с 1 января 2009 г.
физическими лицами доходы от продажи квартир, находившихся в их собственности
три года и более, не подлежат налогообложению (п. 17.1 ст. 217 Кодекса). В
связи с этим такие физические лица не обязаны представлять налоговую декларацию
по налогу на доходы физических лиц.
Вопрос: При
предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на
благотворительные цели какими документами могут быть
подтверждены его расходы по перечислению (уплате) сумм пожертвований
религиозным организациям?
Ответ: Подпунктом 1 п. 1 ст. 219 Кодекса установлено, что при определении
размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик
имеет право на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований,
перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на
осуществление ими уставной деятельности, в размере фактически произведенных
расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом
периоде.
В ст. 219 Кодекса не установлен перечень
документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение
социального налогового вычета в сумме пожертвований, перечисленных (уплаченных)
налогоплательщиком религиозным организациям.
Таким образом, это могут быть различные
документы, свидетельствующие о том, что перечисленные суммы являются
пожертвованиями религиозной организации, направленные на осуществление уставной
деятельности организации.
Перечисление денежных средств может
производиться в безналичном порядке на основании письменного заявления
налогоплательщика, представляемого в организацию, выплачивающую этому
налогоплательщику доход. В этом случае документами, подтверждающими
произведенные налогоплательщиком расходы, являются справка организации о
произведенных по его заявлению перечислениях и платежное поручение на
перечисление указанных в справке сумм с отметкой банка об исполнении.
Если денежные средства перечислены
непосредственно налогоплательщиком с его банковского счета, то произведенные им
расходы подтверждаются банковской выпиской.
В случае внесения налогоплательщиком
денежных средств наличными в кассу организации подтверждающим документом
является квитанция к приходному кассовому ордеру.
В назначении платежа должно быть указано,
что данные средства направлены на осуществление уставной деятельности.
Социальные налоговые вычеты
предоставляются в отношении доходов того налогового периода, в котором
налогоплательщиком фактически произведены расходы на перечисленные в ст. 219
Кодекса цели.
Если в одном налоговом периоде (в течение
календарного года) социальные налоговые вычеты не могут быть использованы
полностью, то на следующие налоговые периоды остаток вычетов не переносится.
Вопрос:
Учитываются ли при предоставлении налогоплательщику имущественного налогового
вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса,
расходы на приобретение санитарно-технического оборудования (ванны, сантехники,
газовой плиты, счетчиков воды и электроэнергии)?
Ответ:
Положениями пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса предусмотрено,
что в фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома
или доли (долей) в нем могут, в частности, включаться:
расходы на разработку проектно-сметной
документации;
расходы на приобретение строительных и
отделочных материалов;
расходы на приобретение жилого дома, в
том числе не оконченного строительством;
расходы, связанные с работами или
услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и
отделке;
расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных
источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации;
расходы на приобретение отделочных
материалов;
расходы на работы, связанные с отделкой
квартиры, комнаты, доли (долей) в них, а также расходы на разработку
проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.
Принятие к вычету расходов на достройку и
отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты
возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено
такое приобретение, указано приобретение не завершенных строительством жилого
дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли
(долей) в них.
Расходы на приобретение
санитарно-технического оборудования, а именно: ванны, сантехники, газовой
плиты, счетчиков воды и электроэнергии в вышеуказанный перечень расходов не
включены.
Вопрос: Подлежит
ли налогообложению доход, полученный физическим лицом от продажи доли в
уставном капитале организации, и необходимо ли ему в таком случае представлять
в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц?
Ответ: В п. 17.1 ст. 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налога
доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации,
полученных за соответствующий налоговый период от продажи имущества: жилых
домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых
домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в
собственности налогоплательщика три года и более. Сама по себе доля в
уставном капитале организации является имущественным правом, а не имуществом, и
положения п. 17.1 ст. 217 Кодекса не распространяются на налогообложение
дохода, полученного от продажи такой доли.
В соответствии с абз.
2 пп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса при продаже доли (ее части)
в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих
облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально
подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Следовательно, при
реализации доли в уставном капитале организации, независимо от срока обладания
правом, налогоплательщик (физическое лицо) вправе уменьшить сумму полученного
дохода на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с
приобретением указанной доли, а также на сумму документально подтвержденных
расходов по дополнительно вносимым в уставный капитал взносам (вкладам) при
условии регистрации увеличения уставного капитала в установленном действующим
законодательством порядке.
Федеральным законом
от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" в пп. 2 п. 1 ст. 228
Кодекса были внесены изменения, устанавливающие обязанность физических лиц,
получающих доходы от продажи имущественных прав, по самостоятельному исчислению
и уплате налога на доходы физических лиц и представлению налоговой декларации
по данному налогу.
Указанный Федеральный закон вступил в
силу с 1 января 2009 г.
Таким образом, обязанность
налогоплательщиков по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы
физических лиц по доходам от продажи доли (долей) в уставном капитале
организации, а также представлению налоговой декларации по данному налогу
возникла с 1 января 2009 г.
Вопрос: Входит в
обязанность налоговых органов рассмотрение обращений физических лиц, в которых
содержится просьба сообщить им об уплате налогов и страховых взносов другими
физическими лицами?
Ответ: Подпунктом 1 п. 1 ст. 21 Кодекса определено, что налогоплательщики
имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную
информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и
разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность
налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса.
Механизм реализации
права налогоплательщика на получение указанной информации определен
Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению
государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в
соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты
налогов и сборов, правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению
порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14.04.2008 N 11521).
Таким образом, указанная государственная
функция по бесплатному информированию исполняется налоговыми органами только в
отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также
их представителей, полномочия которых определены в соответствии с Кодексом.
В обязанности налоговых органов не входит
рассмотрение обращений физических лиц, в которых содержится просьба о
предоставлении им информации об уплате налогов и сборов другими физическими
лицами.
Вопросы уплаты страховых взносов
находятся в компетенции органов Минздравсоцразвития
России.
06.04.2011