Вопрос: О порядке
налогообложения налогом на прибыль доходов резидента Кипра - участника
российского ООО, получаемых при ликвидации ООО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
доходов резидента Кипра - участника российского общества с ограниченной
ответственностью, получаемых при ликвидации общества, и сообщает следующее.
Подпунктом 2 п. 1
ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено,
что доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных
организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации,
относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской
Федерации и подлежат обложению налогом у источника выплаты доходов.
В случае наличия действующего Соглашения
об избежании двойного налогообложения между
Российской Федерацией и иностранным государством, резидентом которого является
иностранный участник, получающий доход от ликвидации российского общества,
налогообложение такого дохода осуществляется в соответствии с положениями
Соглашения.
В соответствии с п.
3 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 термин
"дивиденды" означает доходы от акций или других прав, не являющихся
долговыми требованиями, но дающих право на участие в прибыли, а также доходы от
других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с
законодательством того Государства, резидентом которого является компания,
распределяющая прибыль.
В соответствии с Комментариями к модели
Конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на
доход и капитал, на основе которой Российской
Федерацией с иностранными государствами заключаются Соглашения об избежании двойного налогообложения, платежи,
рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение
прибыли, принимаемой решением ежегодных собраний акционеров, но также прибыль
от ликвидации общества.
Согласно пп. 1
п. 2 ст. 43 Кодекса не признаются дивидендами выплаты при ликвидации
организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной
форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный
(складочный) капитал организации.
Учитывая вышеизложенное, налогообложение
доходов резидента Республики Кипр - участника российского общества с
ограниченной ответственностью, получаемых при ликвидации общества (в части,
превышающей взнос этого участника в уставный (складочный) капитал организации),
осуществляется в соответствии с положениями ст. 10 Соглашения.
В соответствии со ст. 310 Кодекса налог с
доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской
Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной
организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через
постоянное представительство, выплачивающими доход
иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309
Кодекса.
Следует отметить, что в случае
неисполнения налоговым агентом своих обязанностей по удержанию налога у
источника выплаты налоговый агент подлежит привлечению к налоговой
ответственности по ст. 123 Кодекса.
Что касается норм
ст. 24 "Недискриминация" Соглашения, то
согласно п. 2 ст. 277 Кодекса при ликвидации организации и распределении
имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров
(участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из
рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент
получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости
от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой
организации стоимости акций (долей,
паев).
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
07.04.2011