Вопрос: В соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета
во исполнение Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном
бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон
N 308-ФЗ) ОАО (телерадиокомпания) в 2010 г. была предоставлена субсидия из
федерального бюджета, поступившая на расчетный счет ОАО в I квартале.
Согласно Правилам предоставления в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета
субсидий телерадиокомпаниям и телерадиоорганизациям Министерства обороны Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 929
(далее - Правила), указанные денежные средства предназначены для
государственной поддержки деятельности организаций в соответствии с их уставами
и направляются на текущие расходы по обеспечению телерадиовещания, производства
и размещения рекламы, а также видео-, аудио-, теле- и
кинопроизводства, т.е. целью предоставления субсидий ОАО является финансовое
обеспечение его деятельности в сфере телерадиовещания, а не возмещение уже
осуществленных им затрат или недополученных доходов в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с
условиями договора о предоставлении и целевом использовании субсидий,
заключаемого во исполнение Закона N 308-ФЗ между Министерством обороны РФ и
ОАО, в случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным использование
денежных средств в целях, указанных в Правилах, ОАО обязано в течение десяти
банковских дней осуществить возврат суммы неиспользованных денежных средств. Таким образом, до момента фактического осуществления расходов на
цели, установленные Правилами, невозможно подтвердить безвозмездное
предоставление ОАО денежных средств из федерального бюджета.
Расходы на цели, установленные Правилами,
осуществлялись ОАО в течение всего 2010 г.
Правомерно ли ОАО
применяло в 2010 г. принцип равномерности признания доходов и расходов при
исчислении налога на прибыль и учитывало в составе внереализационных доходов
средства субсидии пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет
этого источника, при условии их соответствия Правилам (а в случае приобретения
за счет указанных средств амортизируемого имущества - по мере признания
расходов на приобретение амортизируемого имущества) - по аналогии с принципами учета средств государственной финансовой поддержки,
предусмотренными п. п. 4.2 - 4.3 ст. 271 НК РФ?
Возможно ли сохранения такого порядка в
2011 г. (с закреплением соответствующих положений в учетной политике ОАО для
целей налогообложения)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/233
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли средств в виде субсидий,
предоставленных телерадиокомпаниям и телерадиоорганизациям Министерства обороны
Российской Федерации, и сообщает следующее.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно положениям
гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) при применении налогоплательщиком метода начисления
доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели
место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно пп. 2
п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных
денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных
средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
При исчислении налоговой базы по налогу
на прибыль по кассовому методу датой получения дохода признается день
поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения
задолженности перед налогоплательщиком иным способом (п. 2 ст. 273 НК РФ).
Таким образом, независимо от применяемого
налогоплательщиком метода признания доходов и расходов датой получения доходов
в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на
расчетный счет (в кассу) налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ.
Одновременно сообщаем, что направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.04.2011