| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Организация заключает договоры обратного РЕПО, предметом которых являются акции российских эмитентов или американские/глобальные депозитарные расписки (АДР/ГДР). До даты второй части таких операций РЕПО акции или АДР/ГДР, полученные по первой части РЕПО, могут быть конвертированы в АДР/ГДР или акции соответственно. Конвертация акций в АДР/ГДР, а также АДР/ГДР в акции, как правило, осуществляется с определенным коэффициентом (например, 1 АДР может быть конвертирована в 10 акций).

В дальнейшем организация реализует ценные бумаги, полученные в рамках конвертации, а ценные бумаги, необходимые для выполнения обязательств по второй части обратного РЕПО, приобретает на бирже или внебиржевом рынке ценных бумаг.

Каков порядок расчета доходов и расходов для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль по данным операциям?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 18 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/65

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли по операциям РЕПО при конвертации ценных бумаг, являющихся объектом такой операции, и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с п. 1 ст. 282 Кодекса операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". При этом первой и второй частями РЕПО признаются первая и вторая части договора репо соответственно. Покупателем по первой части РЕПО и продавцом по первой части РЕПО признаются покупатель по договору репо и продавец по договору репо соответственно. В целях ст. 282 Кодекса обязательства по второй части РЕПО должны возникать при условии исполнения первой части РЕПО.

При этом п. 1 ст. 282 НК РФ также предусмотрено, что в случае если в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО осуществлены конвертация ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, в том числе в связи с их дроблением, или консолидацией, или изменением их номинальной стоимости, либо аннулирование индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска таких ценных бумаг, либо изменение индивидуального государственного регистрационного номера выпуска (индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска), индивидуального идентификационного номера (индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска) таких ценных бумаг, то такие действия не изменяют порядок налогообложения по данной операции РЕПО.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае, если в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО налогоплательщиком осуществлена конвертация акций российских эмитентов или иностранных депозитарных расписок в иностранные депозитарные расписки или акции российских эмитентов, соответственно, такая конвертация не изменяет квалификацию операции РЕПО для целей налогообложения прибыли организаций и порядок налогообложения такой операции, предусмотренный ст. 282 Кодекса.

В соответствии с п. 9 ст. 282 Кодекса под открытием короткой позиции по ценной бумаге понимается реализация (выбытие) ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО или договору займа. Короткая позиция открывается при условии отсутствия у налогоплательщика ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда, по которым в налоговом учете сформирована, но не признана в качестве расходов стоимость приобретения, определяемая в соответствии со ст. 280 НК РФ. При этом конвертация ценных бумаг (включая акции российских эмитентов и иностранные депозитарные расписки), являющихся объектом операции РЕПО, не является открытием короткой позиции.

В связи с изложенным на дату конвертации ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (включая акции российских эмитентов и иностранные депозитарные расписки), короткая позиция по ценным бумагам не открывается.

В случае реализации ценных бумаг, полученных при конвертации, в период между первой и второй частями РЕПО короткая позиция по ценным бумагам не открывается. При этом выручка от реализации указанных ценных бумаг полностью включается в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

В дальнейшем при приобретении ценных бумаг (включая акции российских эмитентов и иностранные депозитарные расписки) для исполнения обязательств по второй части РЕПО (независимо от того, в отношении каких ценных бумаг (акций российских эмитентов или иностранных депозитарных расписок) была заключена сделка РЕПО) налогоплательщик может учесть расходы на приобретение вышеуказанных ценных бумаг при расчете налоговой базы по ценным бумагам по налогу на прибыль на дату второй части РЕПО (с учетом коэффициента конвертации и пропорционально количеству реализованных ценных бумаг).

В случае если после исполнения обязательств по второй части РЕПО на балансе налогоплательщика остались ценные бумаги (включая акции российских эмитентов и иностранные депозитарные расписки), полученные при конвертации ценных бумаг, приобретенных по первой части РЕПО, налоговая база по налогу на прибыль при последующей реализации таких ценных бумаг должна рассчитываться как разница между выручкой от их реализации и расходами на их приобретение, не учтенными на дату второй части РЕПО (с учетом коэффициента конвертации и пропорционально количеству реализуемых ценных бумаг).

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

18.04.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024