Вопрос:
Акционерное общество несет расходы на обеспечение работы совета директоров, в
частности расходы на содержание помещения для проведения собраний совета
директоров, канцелярию, почтовое извещение, междугородные переговоры,
делопроизводство, питание, транспортные расходы.
Вправе ли акционерное общество учесть
данные расходы при исчислении налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/248
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу отнесения к расходам
затрат на содержание совета директоров и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 Кодекса).
При этом в соответствии с п. 48.8 ст. 270
Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм
вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров.
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая, что в налоговом законодательстве
не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются
порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может
оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности
или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности
(ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее
самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее
эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической
обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется
налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся расходы налогоплательщика на содержание служебного
транспорта; представительские расходы, связанные с официальным приемом и
обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в
целях установления и поддержания сотрудничества; расходы на канцелярские
товары; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги,
расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы
на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также
информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.04.2011