Вопрос: Об отсутствии объекта налогообложения по НДС на территории РФ при
оказании услуг российскими организациями по передаче прав на ЕСВ
швейцарской компании, не имеющей постоянного представительства на территории
Российской Федерации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2011 г. N 03-07-08/116
В связи с обращениями Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики повторно рассмотрел вопрос о применении
налога на добавленную стоимость в отношении операций, связанных с передачей
прав на единицы сокращения выбросов, и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции
по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а
также передача имущественных прав. Поскольку при передаче прав на единицы
сокращения выбросов (далее - ЕСВ) происходит передача права использования ЕСВ,
то такие операции являются операциями по передаче имущественных прав.
На основании положений ст. 148 Кодекса
передача прав на ЕСВ относится к услугам. При этом данной статьей установлен
порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на
добавленную стоимость.
Как следует из писем, объект
"производства" сокращений выбросов (инвестиционный проект,
удовлетворяющий международным требованиям) индивидуализируется на основании
записи в реестре проектов, который администрируется
Секретариатом Рамочной конвенции ООН об изменении
климата. В соответствии с Решением Минэкономразвития России от 23.07.2010 N 326
права на проектные ЕСВ для предприятий зарегистрированы как исключительные
права этих предприятий, то есть индивидуализированные и лицензируемые.
Согласно пп. 4
п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 Кодекса место реализации
услуг по передаче лицензий или иных аналогичных прав определяется по месту
деятельности покупателя таких услуг. При этом местом
осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации
в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской
Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии на
основании места, указанного в учредительных документах, места управления, места
нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения
постоянного представительства (если услуги осуществляются через это постоянное
представительство).
Таким образом, услуги по передаче
вышеуказанных прав на ЕСВ, оказываемые российскими организациями швейцарской
компании, не имеющей постоянного представительства на территории Российской
Федерации, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на
территории Российской Федерации не являются и, соответственно, такие услуги
налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
19.04.2011