Вопрос: Правомерно ли взимание платежей, сборов, государственной пошлины за
оказание услуг государственными органами, в частности за выдачу заграничного
паспорта, водительских прав, справок и документации БТИ, с физлиц - граждан РФ,
учитывая, что данные физлица являются налогоплательщиками и уплачивают в
бюджеты РФ налоги, которые в том числе идут на содержание государственных
органов и оказание ими услуг?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2011 г. N 03-05-05-03/11
В связи с письмом по вопросу
правомерности взимания платежей, сборов, в том числе и государственной пошлины,
за оказание услуг государственными органами Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает.
В Постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечено, что Конституция Российской
Федерации, как следует из ее ст. 57 во взаимосвязи со ст. ст. 8 (ч. 2) и 35,
допускает взимание устанавливаемых законом обязательных публичных платежей,
ограничивающих конституционное право собственности, в виде налогов либо сборов.
Их правовое регулирование может быть различным, что предопределяется природой
названных платежей.
Налоги - необходимое условие
существования государства. Они представляют собой основанную на законе денежную
форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти,
осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной
безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения. Обязанность
платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве
безусловного требования государства, которое реализуется путем взыскания в
бесспорном порядке сумм налоговой задолженности. Исходя из
названных характеристик данного вида публичных платежей, Конституция Российской
Федерации предусматривает в качестве гарантий защиты конституционных прав
граждан запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги
или ухудшающим положение налогоплательщиков (ст. 57), а также предписание об
установлении системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, федеральным
законом (ст. 75, ч. 3). Таким федеральным законом является Налоговый
кодекс Российской Федерации, содержащий исчерпывающий перечень налогов,
подлежащих взиманию.
Сборы, как и налоги, являются
конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет
в силу обязанности, установленной законом, а не договором. В
действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается
Налоговым кодексом Российской Федерации, действие которого, согласно п. 3 его
ст. 1, распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию
сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом, - в нем
названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного
взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2
ст. 8).
Вместе с тем иные
обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами,
а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации
определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути
представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы
действия ст. 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных
правовых позиций Конституционного Суда Российской
Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов,
конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в п. 3
ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым
универсальный характер.
В Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П также отмечено,
что в силу сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых
позиций (Постановления от 04.04.1996 N 9-П и от 11.11.1997 N 16-П)
индивидуально-возмездные фискальные платежи, внесение которых является одним из
условий совершения государственными органами определенных действий в отношении
плательщиков (в том числе предоставление определенных прав и выдача разрешений)
и которые предназначены для
возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти,
должны рассматриваться как законно установленные в смысле ст. 57 Конституции
Российской Федерации не только тогда, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно
федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие
ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из ст. ст. 57, 71 (п. "з"), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1)
Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 114 и 115
вытекает, что в соответствии со своими конституционными полномочиями
Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может
предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом
порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу
федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им
обязанностей на Правительство Российской Федерации.
Согласно ст. 8
Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные
услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев,
когда за предоставление государственных и муниципальных услуг взимается
государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, а также за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, муниципальными правовыми актами, когда услуги предоставляются за
счет средств заявителя.
Порядок и размеры государственной пошлины
определены в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса
Российской Федерации.
Главой 25.3
"Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрена уплата государственной пошлины, в частности, за государственную
регистрацию актов гражданского состояния, за совершение действий, связанных с
приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства
Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию, за
государственную регистрацию юридических и физических лиц, прав, транспортных средств
и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, а
также за совершение прочих юридически значимых действий.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.12.2009 N 984 утвержден Перечень платных услуг, оказываемых
организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной
власти государственных услуг. В частности, в указанный Перечень включены
услуги, связанные с предоставлением информации (копий документов) из
государственных информационных систем в целях предоставления государственных
услуг (в случае, если такая информация (копия документа) является в
соответствии с законодательством Российской Федерации необходимой и
обязательной для предоставления соответствующей государственной услуги).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.04.2011