Вопрос: О порядке
определения категории ценной бумаги (обращающаяся или не обращающаяся на
организованном рынке) для целей формирования резерва под обесценение ценных
бумаг в соответствии со ст. 300 гл. 25 "Налог на прибыль организаций"
НК РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/71
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования
резервов под обесценение ценных бумаг для целей налогообложения прибыли организаций
и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 300 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) профессиональные участники рынка
ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы
в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг
(далее - резервы) в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и
расходы по методу начисления.
Указанные резервы под обесценение ценных
бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового)
периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой
(расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в
целях гл. 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.
Резервы создаются (корректируются) в
отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных
бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения
стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).
В соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ в
целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном
рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы
одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с
национальным законодательством;
2) если информация об их ценах
(котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе
электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным
уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после
даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех
месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими
ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено
применимым законодательством.
В соответствии с п.
4 ст. 280 НК РФ под рыночной котировкой ценной бумаги в целях гл. 25 НК РФ
понимается средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в
течение торгового дня через российского организатора торговли на рынке ценных
бумаг, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого
организатора торговли на рынке ценных бумаг, такой фондовой биржи, или цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой
биржей по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такую биржу, - для
ценных бумаг, допущенных к торгам такой фондовой биржи.
Таким образом, учитывая, что резервы
создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска
(дополнительного выпуска) и корректируются по состоянию на конец отчетного
(налогового) периода, категория ценной бумаги (обращающаяся или не обращающаяся
на организованном рынке) для целей формирования указанного резерва определяется
на конец соответствующего отчетного (налогового) периода.
При этом при определении категории ценной
бумаги необходимо, в том числе, определить, рассчитывалась ли по данной ценной
бумаге рыночная котировка в течение последних трех месяцев, предшествующих дате
корректировки резерва (если это предусмотрено применимым законодательством).
В случае если по ценным бумагам в течение
последних трех месяцев, предшествующих дате окончания отчетного (налогового)
периода, не рассчитывалась рыночная котировка, указанные ценные бумаги
признаются не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, резервы под обесценение которых для целей налогообложения
прибыли не формируются.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
25.04.2011