Вопрос: Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение
четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и
других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе
документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов.
В соответствии со ст. 253 НК РФ к
расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы начисленной
амортизации.
Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ амортизация
признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной
амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 259.1 НК РФ
сумма начисленной за один месяц амортизации при применении линейного метода в
отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его
первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока
полезного использования.
Таким образом, в течение срока полезного
использования объекта амортизируемого имущества происходит списание в расходы
первоначальной стоимости ежемесячно в равном размере.
Первоначальная стоимость определяется на
основании первичных учетных документов, подтверждающих сумму расходов на
приобретение, сооружение, изготовление объектов основных средств, к которым
относятся: Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2),
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), Акт приемки
законченного строительством объекта (форма N КС-11), Акт приемки законченного
строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), Акт
приема-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N
ОС-1), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма N ОС-1а), Акт
приема-передачи групп объектов основных средств (кроме зданий,
сооружений) (форма N ОС-1б), Товарная накладная (форма N ТОРГ-12),
Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т).
В соответствии с Классификацией основных
средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением
Правительства РФ 01.01.2002 N 1, объектам основных средств может быть установлен
срок полезного использования от 1 года и свыше 30 лет.
В течение какого
срока необходимо хранить указанные первичные документы организации в целях
налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/270
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о сроках хранения
первичных документов, на основании которых определяется первоначальная
стоимость амортизируемого имущества, в целях налогообложения прибыли и сообщает
следующее.
Частью первой Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрен общий срок хранения
документов, в том числе подтверждающих расходы для целей налогообложения
прибыли.
Согласно пп. 8
п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать
сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов,
необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов,
подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и
индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Специальный срок хранения документов,
подтверждающих расходы для целей налогообложения, установлен гл. 25 НК РФ.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ
при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы,
подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он
уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.
Для хранения первичных документов,
подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений,
установлен общий срок (4 года), исчисление которого осуществляется в
специальном порядке.
С учетом требований ст. 252 НК РФ срок
хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости
амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления
амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого имущества).
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков,
устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного
архивного дела, но не менее пяти лет.
Приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых
управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности
государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием
сроков хранения" установлено, что документы об определении амортизации
основных средств хранятся постоянно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.04.2011