Вопрос: На
земельном участке с разрешенным видом использования "земельные участки,
предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки"
построен ресторанный комплекс. При этом вид разрешенного использования
земельного участка не изменен. Должно ли физлицо уплачивать в отношении
ресторанного комплекса и земельного участка земельный налог и налог на
имущество физлиц?
Вправе ли правообладатель земельного
участка, предназначенного для размещения домов индивидуальной жилой застройки,
использовать участок не в соответствии с видом разрешенного использования, а
именно построить на нем ресторанный комплекс?
К какому виду разрешенного использования
относится земельный участок, на котором расположен ресторанный комплекс?
Как должна быть оформлена санитарно-защитная
зона, установленная при ресторанном комплексе? Может ли выходить
санитарно-защитная зона за пределы земельного участка, на котором расположен
ресторанный комплекс?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2011 г. N 03-05-06-02/40
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, относящимся к
компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст.
388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в
соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если
иное не установлено п. 1 указанной статьи Кодекса. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в
отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского
кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на
недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами,
осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с
ней.
В связи с этим основанием для взимания
земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих
документов на земельный участок.
При этом обращаем
внимание, что согласно ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в
соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и
разрешенным использованием в течение срока, установленного федеральным законом,
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических
лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона
Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на
имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения по налогу на
имущество физических лиц признаются: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж;
иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на
имущество.
Таким образом, если здание принадлежит
физическому лицу на праве собственности, то в отношении этого здания должна
осуществляться уплата налога на имущество физических лиц.
Одновременно отмечаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N
437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения),
является Минэкономразвития России.
Поэтому по вопросам, связанным с
определением вида разрешенного использования земельного участка, а также с
установлением санитарной защитной зоны, следует обращаться в Минэкономразвития
России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.05.2011