Вопрос: Согласно
п. 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со
дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о
проведении проверки.
Из содержания указанной нормы с учетом
положений ст. 90 НК РФ следует, что допрос свидетелей, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления
налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной
налоговой проверки.
В соответствии с п.
9 ст. 89 НК РФ проведение налоговой проверки может быть приостановлено для: 1)
истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ; 2)
получения информации от иностранных государственных органов в рамках
международных договоров Российской Федерации; 3) проведения экспертиз; 4)
перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на
иностранном языке.
Исходя из
изложенного можно сделать вывод о том, что
приостановление проведения налоговой проверки не может быть обусловлено
необходимостью допрашивать свидетеля. Следовательно, допрос свидетеля в период
действия приостановления проведения налоговой проверки неправомерен, так как
приостановление обусловлено необходимостью совершения налоговым органом строго
определенных действий (п. 9 ст. 89 НК РФ).
В п. 9 ст. 89 НК РФ
дополнительно указано, что на период действия срока приостановления проведения
выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по
истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае
возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за
исключением документов, полученных при проведении выемки, а также
приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении)
налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Организация считает, что налоговый орган
не может проводить мероприятия налогового контроля, не указанные в п. 9 ст. 89
НК РФ, в том числе допрос свидетелей.
Имеет ли право налоговый орган во время
приостановления проведения выездной налоговой проверки проводить дополнительные
мероприятия налогового контроля, в том числе допрос свидетелей, являющихся
работниками организации, в отношении которой назначено проведение выездной
налоговой проверки?
В НК РФ не указан порядок проведения
допроса свидетеля, в том числе не указан исчерпывающий перечень лиц, которые
могут участвовать или присутствовать на допросе. В ст. 90 НК РФ не содержится
запрета присутствия налогоплательщика при допросе, который проводится в рамках
выездной налоговой проверки данного налогоплательщика.
Вправе ли представитель организации
присутствовать при проведении налоговым органом допроса свидетеля, являющегося
работником организации, в отношении которой назначена выездная налоговая
проверка?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о вызове в налоговый
орган свидетелей в период приостановления проведения выездной налоговой
проверки и сообщается следующее.
В соответствии с пп.
12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть
известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового
контроля.
Пунктом 9 ст. 89
Кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления
руководителем (заместителем руководителя) налогового органа проведения выездной
налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в
соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса, а также установлено, что на период
действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у
налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении)
налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Следовательно, в указанный период
приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов лишь у
налогоплательщика и действия налогового органа, связанные с такой проверкой, на
территории (в помещении) этого налогоплательщика.
Кодексом не установлен запрет на вызов
налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период
приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление
проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот
период всех мероприятий налогового контроля.
Полагаем, что налоговый орган в период приостановления
проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими
показаний в помещении налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 90 Кодекса в качестве
свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому
могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для
осуществления налогового контроля. При этом Кодексом не предусмотрено
исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная
налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя
налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
Из арбитражной
практики следует, что проведение налоговым органом допроса свидетеля в период
приостановления выездной налоговой проверки не свидетельствует о нарушении
требований Кодекса (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от
11.12.2008 N 07АП-6856/08 по делу А45-6921/2008-64/2, Федерального арбитражного
суда Московского округа от 08.05.2009 N КА-А40/3460-09 по делу N
А40-62371/08-118-336, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от
11.11.2009 по делу N
А44-3520/2009).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
05.05.2011