Вопрос: Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в
отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора
транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров.
Вышеуказанным пп.
2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса установлен ограниченный перечень
транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых НДС по ставке 0 процентов. В
данный перечень включены:
- участие в переговорах по заключению
контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдача грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские
услуги;
- информационные услуги;
- подготовка и дополнительное
оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования
грузов, платежно-финансовые услуги, таможенное оформление грузов и транспортных
средств;
- разработка и согласование технических
условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока
доставки;
- контроль за
соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировка
грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных
контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных
контейнеров;
- хранение грузов в складских помещениях
экспедитора.
В рамках
заключенных договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание нефтеналивных
грузов, вывозимых за пределы РФ, ЗАО оказывает услуги по организации перевалки
указанных грузов в морском порту с использованием технологического оборудования
порта от зоны ответственности нефтебазы до борта морского судна, а также услуги
по оформлению товарно-транспортных документов, по ведению учета поставляемого
для перевалки груза, по оформлению грузовых (судовых) документов, по
представлению интересов клиентов в
таможенных органах, в том числе оформлению поручений на погрузку. Кроме того,
ЗАО выполняет другие действия, связанные с организацией перевалки грузов,
вывозимых за пределы Российской Федерации.
Таким образом, оказываемые услуги
непосредственно связаны с перевозкой груза, оказываются в целях обеспечения и
организации перевозочного процесса и доставки груза до конечной точки
назначения, расположенной за пределами территории РФ.
Правомерно ли применение организацией
ставки НДС 0 процентов в отношении услуг, оказанных по договору транспортной
экспедиции, при транспортировке товаров от места отправления, расположенного на
территории Российской Федерации, до борта иностранного судна, находящегося в
российском порту?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2011 г. N 03-07-08/146
В связи с письмом о размере ставки налога
на добавленную стоимость, применяемой российской организацией в отношении
услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пп.
2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным
подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при
организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров
признается перевозка морскими, речными судами, судами смешанного (река - море)
плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными
средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров
расположен за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, ставка налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных
услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на
территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного
государства.
В случае заключения договора на
транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, перемещаемых между двумя
пунктами, находящимися на территории Российской Федерации (от места
отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до борта
иностранного судна, находящегося в российском порту), такие услуги подлежат
налогообложению на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке в размере 18
процентов.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.05.2011