Вопрос:
Организация уплачивает взносы за своих работников в негосударственный
пенсионный фонд (далее - НПФ) по договору негосударственного пенсионного
обеспечения. При этом используется пенсионная схема, позволяющая учитывать
указанные взносы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии
с п. 16 ст. 255 НК РФ.
Пенсионными правилами НПФ не
предусмотрено частичное изъятие средств пенсионных резервов по действующему
договору негосударственного пенсионного обеспечения, поэтому при увольнении
работника до наступления пенсионных оснований средства с пенсионного счета
данного работника перераспределяются на пенсионные счета других работников в
соответствии с распорядительным письмом организации. При этом организация не
корректирует налоговую базу по налогу на прибыль.
Правомерны ли действия организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2011 г. N 03-03-06/3/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли взносов в негосударственные пенсионные фонды и сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального
закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
(далее - Закон N 75-ФЗ) договором негосударственного пенсионного обеспечения
признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым
вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется
выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Пунктом 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ установлено,
что пенсионный договор должен содержать, в частности, положения о порядке и об
условиях внесения пенсионных взносов.
Порядок и условия внесения пенсионных
взносов в фонд содержатся в пенсионных правилах фонда, определяющих порядок и
условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (п. 2 ст. 9
Закона N 75-ФЗ).
Статьей 255 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) установлены виды расходов на оплату труда,
учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.
В соответствии с п.
16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей
(взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов
работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008
N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных
накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам
добровольного страхования (договорам
негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со
страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими
лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на
ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
Совокупная сумма
взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом
"О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии
и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и платежей
(взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования
жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или)
негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях
налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на
оплату труда.
В п. 16 ст. 255
Кодекса указано, что в случаях добровольного страхования (негосударственного
пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда
по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения
пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах
участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного
пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного
лица пенсионных оснований, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по
государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение
периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного
пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания
средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или
пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий
пожизненно.
Статьей 77 Трудового кодекса Российской
Федерации установлены общие основания прекращения трудового договора.
Согласно абз. 8 п. 16 ст. 255 Кодекса в случае внесения изменений в
условия договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении
отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате
таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям п. 16
ст. 255 Кодекса, или в случае расторжения указанного договора в отношении
отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя
по такому договору в отношении
соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются
подлежащими налогообложению с даты внесения таких
изменений в условия указанного договора и (или) сокращения сроков действия
этого договора либо его расторжения.
В соответствии со ст. ст. 9 и 12 Закона N
75-ФЗ определение ряда условий осуществления деятельности фонда, в том числе
существенных, не установленных законодательством Российской Федерации, отнесено
к пенсионным правилам фонда, а также договорам негосударственного пенсионного
обеспечения, заключенным с вкладчиками (участниками) фонда.
Таким образом, перераспределение
обязательств с одного пенсионного счета на другие возможно лишь в случаях,
установленных пенсионными правилами фонда и договорами негосударственного
пенсионного обеспечения.
Учитывая изложенное, даже если
пенсионными правилами фонда и договорами негосударственного пенсионного
обеспечения предусмотрено перераспределение средств со счетов
уволенных работников на счета других сотрудников организации, для целей
налогового учета в данном случае суммы, ранее учтенные в составе расходов
организации, должны быть восстановлены в доходах.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.05.2011