| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Деятельность ООО связана с управлением имуществом закрытых паевых инвестиционных фондов (далее - ЗПИФ), в состав которых могут входить земельные участки и объекты недвижимого имущества.

1. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ст. ст. 10 и 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс и не является юридическим лицом, а имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, принадлежит владельцам паев на праве общей долевой собственности.

Обязана ли управляющая компания уплачивать налог на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ЗПИФ?

2. В случае наличия у ООО обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ЗПИФ, каков порядок определения налоговой базы?

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, формирование величины которой связано с уменьшением первоначальной стоимости на сумму амортизации или фактического износа.

В общем случае в качестве первоначальной стоимости основных средств (в том числе недвижимого имущества), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Каков порядок формирования первоначальной стоимости имущества при его приобретении в состав ЗПИФ, а также остаточной стоимости основных средств ЗПИФ в целях определения налоговой базы по налогу на имущество управляющей компании?

3. Освобождается ли перешедшая на УСН управляющая компания от уплаты налога на имущество организаций в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего ЗПИФ?

4. Должна ли управляющая компания встать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, составляющего активы ЗПИФ?

5. Каков порядок уплаты управляющей компанией земельного налога на земельные участки, входящие в состав имущества ЗПИФ?

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

В соответствии с п. 2 с. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ закрепляет возможность в случаях определения рыночной стоимости земельного участка признавать кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости.

Какая из двух видов стоимости земельного участка должна использоваться в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога - кадастровая или рыночная (в случае возможности ее определения)?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 мая 2011 г. N 03-05-05-01/30

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросам обязанности уплаты управляющей компанией налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества и земельных участков, составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд, определения налоговой базы и постановки на налоговый учет и сообщает.

1. В соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 378 Кодекса определено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании.

В соответствии со ст. ст. 10, 11 и 15 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Федеральный закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Состав активов паевого инвестиционного фонда должен содержаться в инвестиционной декларации. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

Следовательно, в силу ст. ст. 374 и 378 Кодекса управляющая компания признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций не только в отношении имущества (основных средств), учитываемого на балансе организации (управляющей компании), а также в отношении составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд имущества (основных средств), признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, учитываемого на отдельном балансе и переданного в доверительное управление.

2. Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Поэтому при определении налоговой базы в отношении имущества закрытого паевого инвестиционного фонда следует учитывать особенности формирования первоначальной и остаточной стоимости основных средств (движимого и недвижимого имущества) исходя из норм бухгалтерского учета.

В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, при организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего. Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым активы, отвечающие критериям п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав имущества паевого инвестиционного фонда при его формировании, по нашему мнению, следует определять в порядке, аналогичном установленному ПБУ 6/01 для определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации.

Пунктом 9 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В силу ст. ст. 17 и 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Поэтому полагаем, что данный способ оценки имущества должен применяться для формирования первоначальной стоимости имущества при его приобретении в состав закрытого паевого инвестиционного фонда и, следовательно, для налогообложения, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).

Что касается формирования остаточной стоимости основных средств закрытого паевого инвестиционного фонда, то при начислении в общеустановленном порядке амортизации на основные средства, составляющие закрытый паевой инвестиционный фонд, срок полезного использования объекта основных средств на основании п. 17 ПБУ 6/01 определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01. Кроме того, согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При проведении переоценки основных средств следует руководствоваться п. 15 ПБУ 6/01, согласно которому организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

3. Пунктом 2 ст. 346.11 Кодекса установлено, что применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает, в частности, их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций.

На основании ст. 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

При переходе на упрощенную систему налогообложения ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, предельной величине доходов, установленные гл. 26.2 Кодекса, применяются по отношению к таким организациям исходя из осуществляемых ими видов деятельности, операции по исполнению собственных обязательств по которым отражаются в бухгалтерском учете и балансе организации.

Таким образом, организации при соблюдении установленных гл. 26.2 Кодекса условий перехода на упрощенную систему налогообложения вправе применять п. 2 ст. 346.11 Кодекса в части освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на их балансе.

В то же время по вопросу применения норм гл. 26.2 Кодекса в отношении имущества закрытого паевого инвестиционного фонда следует иметь в виду, что на основании пп. 5 п. 3 ст. 346.12 Кодекса упрощенную систему налогообложения не вправе применять инвестиционные фонды, к которым относятся и паевые инвестиционные фонды (ст. ст. 1, 10 и 15 Федерального закона N 156-ФЗ).

В силу специфики организационно-правовой формы закрытого паевого инвестиционного фонда (отсутствие статуса юридического лица) и учитывая, что закрытый паевой инвестиционный фонд не является организацией, он не может являться участником общества с ограниченной ответственностью, в том числе применяющего упрощенную систему налогообложения.

Показатели численности учредителей, стоимости основных средств и нематериальных активов, величины доходов закрытого паевого инвестиционного фонда не могут быть учтены при переходе управляющей компании на упрощенную систему налогообложения, поскольку отражаются обособленно на отдельном балансе закрытого паевого инвестиционного фонда.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 378 Кодекса источником уплаты налога на имущество организаций в отношении являющегося объектом налогообложения составляющего паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества являются имущество (средства) паевого инвестиционного фонда.

Следовательно, общество с ограниченной ответственностью - управляющая закрытым паевым инвестиционным фондом компания, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении переданного в доверительное управление имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса, учитываемого на отдельном балансе.

4. По вопросу постановки на учет в налоговом органе доверительного управляющего в отношении переданного в закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимого имущества отмечаем, что постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. При этом организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 Кодекса).

На основании п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом представляются управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд.

Пунктами 9 и 10 ст. 83 Кодекса установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Поэтому полагаем, что управляющей компании в целях обеспечения уплаты налога на имущество организаций (земельного налога) в соответствии со ст. 378 Кодекса (ст. 388 Кодекса) необходимо по вопросу постановки на учет обратиться в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества, входящего в состав закрытого паевого инвестиционного фонда.

5. В соответствии со ст. 388 Кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка, следовательно, при налогообложении земельных участков, составляющих закрытый паевой инвестиционный фонд, применяется их кадастровая стоимость, предоставленная налогоплательщикам - управляющим компаниям в установленном п. 14 ст. 396 Кодекса порядке.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.05.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024