Вопрос: ООО
(исполнитель) заключило с организацией договор на возмездное оказание
консультационных услуг по проведению на территории организации-заказчика
занятий с работниками в перерывах между периодами работы с ПЭВМ по обучению их
комплексу физических упражнений для восстановления работоспособности и
продолжения работы в течение рабочего дня.
Исполнитель проводит занятия периодически
(по графику) в течение всего срока действия договора. Консультационные услуги
включают не только сообщение работникам сведений о характере упражнений, их
направленности, но также и отработку работниками навыков правильного выполнения
упражнений. Исполнитель самостоятельно определяет комплекс упражнений.
Согласно коллективному договору
организация-заказчик обязана улучшать условия и охрану труда работников, в том
числе предоставлять перерывы в течение рабочей смены для выполнения комплекса
упражнений по восстановлению работоспособности. Для целей коллективного
договора понятия "нормальные условия труда" и "принятие мер по
технике безопасности" включают проведение физических упражнений с
работниками организации.
Проведение физических упражнений и
получение услуг не направлены на цели занятия в спортивных секциях или
физкультурных (спортивных) мероприятий.
Правомерно ли квалифицировать затраты
организации - заказчика услуг по оплате указанных выше консультационных услуг
как экономически обоснованные расходы для целей исчисления налога на прибыль?
Обязан ли в описанной
ситуации налоговый орган при проведении проверки по налогу на прибыль в
отношении организации-заказчика учитывать положения коллективного
договора для подтверждения обоснованности расходов по потреблению услуг?
Достаточно ли для подтверждения
фактического оказания организации-заказчику консультационных услуг подписания
между исполнителем и заказчиком ежемесячных актов?
Какие нормативные акты обязан учитывать
налоговый орган при решении вопроса об обоснованности и экономической
оправданности указанных расходов организации-заказчика?
Обязан ли налоговый орган при определении
налоговой базы организации - заказчика услуг по налогу на прибыль учитывать
расходы этой организации по оплате указанных услуг?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 2011 г. N 03-03-06/1/296
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу учета в расходах для целей
налогообложения прибыли консультационных услуг, связанных с проведением занятий
(упражнений) с работниками в перерывах между периодами работы с ПЭВМ в целях
восстановления работоспособности и продолжения работы в течение рабочего дня, и
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами,
оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в
иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Согласно пп. 15
п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогового учета к прочим расходам, связанным с
производством и (или) реализацией, относятся расходы на консультационные и иные
аналогичные услуги.
Налогоплательщик самостоятельно учитывает
в целях налогового учета доходы и расходы при соблюдении норм налогового
законодательства Российской Федерации.
Бремя доказывания необоснованности
расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Определение
Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине
России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по
существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и
понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по
практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению
экспертизы договоров, учредительных и иных
документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.05.2011