| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: В связи с просьбами некоторых клиентов - физических лиц отменить комиссии, предусмотренные условиями договоров и взимаемые в соответствии с установленными в банке тарифами, ввиду ряда причин (например, тяжелого материального положения клиентов) для поддержания лояльности этих клиентов банк осуществляет возврат (прощение) указанных комиссий.

На основании ст. 41 НК РФ доходом физических лиц признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ.

При этом доход, полученный физическими лицами в случае возврата (прощения) указанных комиссий, носит характер материальной выгоды.

Однако ст. 212 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых материальная выгода признается доходом для целей налогообложения НДФЛ, и этот перечень не включает доходов физических лиц, полученных ими в случае возврата (прощения) банком комиссий.

Возникает ли объект налогообложения по НДФЛ в случае осуществления банком возврата (прощения) комиссий, взимаемых банком в соответствии с условиями договоров, заключенных банком с физическими лицами, и согласно установленным в банке тарифам?

В случае возникновения объекта налогообложения по НДФЛ обязан ли банк в соответствии со ст. 266 НК РФ в качестве налогового агента исчислить, удержать у физических лиц и уплатить сумму НДФЛ в бюджет?

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 мая 2011 г. N 03-04-06/6-116

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм комиссий, прощенных банком, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 212 Кодекса предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.

При прощении банком сумм комиссий, предусмотренных договором, дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование денежными средствами у заемщика не возникает, поскольку суммы прощенного долга не являются заемными (кредитными) средствами.

Вместе с тем в соответствии со ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При прощении банком сумм комиссий, предусмотренных договором, с клиента банка снимается обязанность по оплате сумм комиссий, то есть у него возникает доход в натуральной форме в виде экономической выгоды от оказания банком услуг на безвозмездной основе.

Оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, согласно пп. 2 п. 2 ст. 211 Кодекса, относятся к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.

Таким образом, суммы комиссий, прощенные банком физическому лицу, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13 процентов.

При получении налогоплательщиком от банка дохода в виде сумм прощенных комиссий, подлежащего налогообложению, банк на основании ст. 226 Кодекса признается налоговым агентом и обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

 

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.05.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024