Вопрос: ЗАО
осуществляет извлечение драгоценного металла (золота) из коренного (рудного)
месторождения, а также первичную переработку (гидрометаллургический передел
методом кучного выщелачивания) золотосодержащей руды с получением
золотосодержащего полупродукта (сплава) - сплава Доре или золота лигатурного.
Согласно пп. 13
п. 2 ст. 337 НК РФ добытым полезным ископаемым при
добыче драгоценных металлов являются концентраты и другие полупродукты,
содержащие драгоценные металлы, получаемые при добыче драгоценных металлов.
Для ЗАО таким полупродуктом является
сплав Доре.
В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ
количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным
методом. Иной, специальный порядок установлен в п. 4 ст. 339 НК РФ, которым
предусмотрено, что при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных),
россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого
определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в
соответствии с законодательством РФ о драгоценных металлах и драгоценных
камнях.
Постановлением
Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения
драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения
соответствующей отчетности, в соответствии с которыми учет драгоценных
металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их
добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических,
производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением.
Такой учет производится в пересчете на
химически чистый металл (ХЧМ), находящийся в золотосодержащем полупродукте (в
сплаве Доре).
По мнению ЗАО, при определении количества
добытого полезного ископаемого при извлечении драгоценных металлов из коренного
(рудного) месторождения должен применяться специальный порядок, закрепленный в
п. 4 ст. 339 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 339 НК РФ количество
добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь
полезного ископаемого только в том случае, если налогоплательщик применяет
прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.
Следовательно, определение количества
добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь при извлечении
драгоценных металлов из коренного (рудного) месторождения не соответствует
нормам НК РФ.
Эксплуатационные потери в карьере/шахте и
технологические потери на стадии золотоизвлечения
имеют место до момента получения золотосодержащего полупродукта, то есть до
момента определения количества того, что признается добытым полезным
ископаемым, - сплава Доре.
По мнению ЗАО, количество добытого
полезного ископаемого при добыче драгоценных металлов определяется как
количество сплава Доре. Верна ли данная позиция?
Вправе ли ЗАО при определении количества
добытого полезного ископаемого при добыче драгоценных металлов в целях НДПИ не
учитывать фактические потери полезного ископаемого, которые произошли до
момента получения золотосодержащего полупродукта - сплава Доре?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2011 г. N 03-06-06-01/12
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения количества
добытого полезного ископаемого при извлечении драгоценных металлов из коренных
(рудных), россыпных и техногенных месторождений и сообщает следующее.
Подпунктом 13 п. 2
ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено,
что одним из видов добытого полезного ископаемого являются концентраты и другие
полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина,
палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных
металлов, то есть извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных),
россыпных и техногенных месторождений.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных
камнях" добыча драгоценных металлов - извлечение драгоценных металлов из
коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением
концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, т.е.
первичная переработка драгоценных металлов отнесена
законодательно к добыче драгоценных металлов.
По сообщению ЗАО, согласно техническому
проекту разработки коренного (рудного) месторождения, осуществляет переработку
добытой золотосодержащей руды, результатом которой является золотосодержащий
продукт (золото лигатурное и (или) сплав Доре).
Пунктом 4 ст. 339 Кодекса установлены
особенности определения количества драгоценных металлов, а именно использование
данных обязательного учета драгоценных металлов независимо от заявленного
метода определения количества добытого полезного
ископаемого (прямого или косвенного).
Кроме того, п. 3 ст. 339 Кодекса
определено, что в случае, если налогоплательщик применяет прямой метод
определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого
полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного
ископаемого.
Согласно Письму Минприроды России от
22.03.2011 N 11-30/4196 фактические потери при добыче золота состоят из
эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при
первичной переработке. Нормативы потерь золота при добыче, состоящие из
нормативов эксплуатационных потерь при добыче и технологических потерь при
первичной переработке, утверждаются в соответствии с Правилами утверждения
нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с
принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Учитывая изложенное, считаем, что
количество добытого полезного ископаемого (сплава Доре) в целях исчисления
налога на добычу полезных ископаемых определяется с учетом фактических потерь
при его добыче.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах
и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
26.05.2011