Вопрос: В процессе
своей деятельности организация осуществляет расходы на покупку товаров,
оборудования и т.п. В январе 2011 г. организация закупила компьютеры. Поставщик
представил накладную по форме N ТОРГ-12 и счет-фактуру. Заключить договор в
письменном виде поставщик отказался.
Является ли обязательным условием для принятия затрат на покупку компьютеров в расходы в целях налога
на прибыль и для получения вычета по НДС наличие договора, заключенного
в письменной форме?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 мая 2011 г. N 03-03-06/1/314
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания затрат без
заключения договора в письменном виде и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК
РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 1 ст. 158 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделки совершаются устно или в
письменной форме (простой или нотариальной).
Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки
юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме, за
исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 162 ГК РФ
несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае
спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания,
но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. В случаях,
прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой
письменной формы сделки влечет ее недействительность.
Перечень документов, на основании которых
суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцам товаров,
принимаются к вычету, установлен ст. 172 НК РФ.
Так, в соответствии
с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ,
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав,
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на
территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее
юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного
налоговыми агентами, либо на основании иных
документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.05.2011