Вопрос: О
применении НДС и налога на прибыль организаций в отношении субсидий,
предоставленных автономному учреждению из республиканского бюджета.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2011 г. N 03-07-11/151
В связи с письмом
по вопросам о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении субсидий, предоставленных
автономному учреждению из республиканского бюджета, Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на
добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг)
на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость
увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи,
на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо
иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные
средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих
налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не
включаются.
Таким образом, денежные средства в виде
субсидий, получаемые автономным учреждением из республиканского бюджета на
возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не
включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой
реализуемых этим учреждением товаров (работ, услуг).
В случае если субсидии получены
автономным учреждением в качестве оплаты реализуемых этим учреждением товаров
(выполненных работ, оказанных услуг), данные товары (работы, услуги) подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
В отношении налога на прибыль организаций
сообщаем.
В соответствии с пп.
14 п. 1 ст. 251 Кодекса доходы в виде субсидий, выделенные автономным
учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым при
определении базы по налогу на прибыль организаций. При этом налогоплательщики,
получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет
доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого
финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего
средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как
подлежащие налогообложению с даты их получения. Назначение использования
средств целевого финансирования определяется организацией (физическим лицом) -
источником целевого финансирования или федеральными законами.
При применении указанной нормы необходимо
учитывать следующие особенности финансового обеспечения деятельности автономных
учреждений, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ
"Об автономных учреждениях" и Бюджетным кодексом Российской Федерации
(далее - Бюджетный кодекс).
Из положений ст. 4 Федерального закона от
03.11.2006 N 174-ФЗ следует, что автономное учреждение деятельность, связанную
с выполнением работ, оказанием услуг, осуществляет в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием, которое устанавливает для него
учредитель. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение
выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и
особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением
учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств,
выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату
налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается
соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое
обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ,
утвержденных в установленном порядке.
Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса
финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется путем
выделения субсидий, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по
оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или)
юридическим лицам.
На основании ст. 6
Бюджетного кодекса государственными (муниципальными) услугами (работами)
являются услуги (работы), оказанные (выполняемые) в соответствии с
государственным (муниципальным) заданием.
Согласно положениям ст. 78.1 Бюджетного
кодекса финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения
осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с
оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием
государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Кроме этого, из бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации автономным учреждениям могут предоставляться
субсидии и на иные цели, то есть на цели, не связанные с оказанием ими
государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Таким образом, деятельность автономного
учреждения, связанная с выполнением работ по оценке строений, помещений и
сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, финансирование
которой производится за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации,
должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом
случае субсидии, выделенные автономным учреждениям, при определении налоговой
базы по налогу на прибыль не учитываются на основании вышеуказанного пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
30.05.2011